Cтраховщики относят склады к более рисковым объектам, чем торговые центры или офисы. Ведь крупные ЧП на них случаются чаще.
В конце октября в Петербурге случился один из крупнейших пожаров последнего времени: в Металлострое несколько дней не могли потушить склад площадью около 12 тыс. м2, в котором находились строительные материалы.
По факту возгорания прокуратура Колпинского района организовала проверку для установления причин произошедшего и намерена дать оценку соблюдению требований пожарной безопасности. "При наличии оснований будут приняты меры прокурорского реагирования", — заявили в городской прокуратуре после пожара. Проверка, по информации "ДП", ещё не завершена.
Складской комплекс класса С площадью около 26 тыс. м2 в Северном проезде, 8, лит. А, принадлежит ООО "Складской комплекс “Металлострой”", следует из выписки Росреестра. Владеют обществом, по данным "Контур.Фокус", наследница миллиардера Игоря Минакова Анна Персиянова и Юлия Жорова. Компания входит в состав девелоперской ГК NordEst. В 2019 году компания пыталась продать склад в Металлострое за 350 млн рублей, называя его непрофильным активом, но объект остался в портфеле компании.
В Росреестре нет сведений об арендаторе комплекса на момент пожара. В NordEst не ответили на вопросы "ДП" о том, кому сдавался склад и был ли он застрахован. На сайте компании указано, что на данный момент свободных помещений по этому адресу нет.
Чистая прибыль ООО "Складской комплекс “Металлострой”" по итогам 2021 года составила 14,5 млн рублей, при этом ранее этот показатель был на уровне нуля, а в 2018 году был зафиксирован убыток в размере почти 10 млн рублей.
Дело добровольное
Обязательного страхования недвижимости (жилой или коммерческой) в России не существует, поэтому собственники самостоятельно решают, страховать актив или нет, рассказывает генеральный директор ООО "Совет по страхованию" Юрий Волков. У высококачественных современных складов, оборудованных системами автоматического пожаротушения, сигнализацией и т. п., страховка есть всегда, отмечает он. Более того, страховые компании конкурируют за такие контракты, хотя склады и считаются более рисковыми объектами для страхования по сравнению с торговыми или офисными центрами, отмечает он.
"Надо разделять качественные современные складские комплексы и имущественные комплексы, построенные ещё в советский период (это в основном производственные здания) и используемые под склады, — говорит Алла Сидоренко, партнёр, руководитель направления индустриальной и складской недвижимости “БестЪ. Коммерческая недвижимость” ГК “БестЪ”. — В первом варианте отношение к вопросу страхования более ответственное. Чем крупнее собственник и арендатор, тем продуманнее условия страхования".
Горят часто
В этом году в России сгорело огромное количество складов, их общая стоимость составляет около 30 млрд рублей, говорит Иннокентий Лукьянов, генеральный директор страхового консалтера АСТ. Так, в мае этого года в Подмосковье горел склад издательства "Просвещение". В августе пожар случился на складе Ozon в подмосковной Истре. За несколько дней до пожара в Металлострое ещё один склад загорелся в Ногинске. ЧП были в Уфе, Екатеринбурге и других городах.
"Страхование складов всегда было высокоубыточным сегментом. Еженедельно в России горят склады, при этом страдает как само здание склада, так и хранящиеся там товарно–материальные ценности", — комментирует Василий Саввинов, заместитель начальника управления андеррайтинга, методологии и развития продуктов компании "Ингосстрах".
Ключевой вопрос
"Вопрос страхования, безусловно, является ключевым при обсуждении договоров аренды складских помещений. Собственникам и инвесторам важно иметь застрахованный инвестиционный продукт, чтобы поступления арендных платежей не прерывались при наступлении неблагоприятных событий. Арендаторы, в свою очередь, с помощью полисов защищают свой бизнес от непредвиденных существенных затрат", — рассказывает Артём Пичугов, директор по управлению недвижимостью Radius Group.
"Если раньше ретейлеры к страхованию относились как к обязанности по договору аренды, то с каждым годом отношение меняется в сторону осознания его необходимости", — отмечает Иннокентий Лукьянов.
"Сумма полиса очень незначительна по сравнению с прочими операционными расходами на содержание склада", — говорит Глеб Белавин, заместитель гендиректора УК MLP.
Не сразу и не всё
Страховую выплату по таким ЧП получают не сразу. Для начала нужно дождаться итогов проверки, доказывающей наступление страхового случая, а в случае возбуждения дела — его итогов. Далее пострадавшую сторону могут ожидать споры по доказыванию страхового случая и сумме выплаты.
"Качество договоров страхования имеет большое значение, и оно часто оставляет желать лучшего. Некоторые до сих пор используют “коробочные” формы договоров. По сути это перевод бумаги, денег и времени, такие договоры редко бывают выплатными. Важно делать максимально индивидуальные контракты", — говорит Юрий Волков. "В данном сегменте практически не принято использование стандартных решений. При этом в среднем по России гораздо большим спросом пользуется страхование именно товарных запасов, так как часто они являются предметом залога и банки требуют предоставление договора страхования имущества", — говорит Василий Саввинов.
"Страховые не стремятся выплатить указанные в полисе суммы полностью, — говорит Артём Пичугов. — С их стороны предпринимаются попытки оспорить необходимые затраты на восстановительный ремонт, идут отсылки на “рыночную практику” без учёта специфики конкретного объекта, применяется калькуляция суммы возмещения с учётом амортизации объекта. Наша практика показывает, что первичные предложения суммы компенсаций от страховых компаний составляют от 70 до 85%. Реальный объём выплат зависит от “качества” страхового полиса, профессионализма страховых агентов, объёма документации по происшествию и оборудованию. На практике процесс подтверждения затрат для страховой и получения возмещения от неё может растянуться на 6–12 месяцев".
Дмитрий Егоров, партнёр, соучредитель юридической фирмы "Экстра юс", говорит, что отказ возможен, если событие является не страховым или риск не предусмотрен договором.
"Например, в некоторых договорах конкретный риск страхуется отдельно: то есть не пожар в целом, а, например, пожар, вызванный замыканием проводки, — отдельно, природный пожар — отдельно и т. п.", — говорит он. По его словам, основные причины отказов чаще всего связаны с факторами, на которые страхователь прямо или косвенно обязан влиять при эксплуатации. Другая причина — непринятие разумных и доступных мер для минимизации убытков".
Без иностранцев
События этого года повлияли на рынок страхования. "Во–первых, сейчас недоступно зарубежное перестрахование, поэтому доступная ёмкость ограничена ёмкостью российских страховщиков плюс АО РНПК (Российская национальная перестраховочная компания, принадлежит ЦБ. — Ред.). Во–вторых, скорректировались страховые суммы в связи с изменением курсов валют (для импортных товаров), логистики, транспортных расходов. И самое главное — крупные убытки последнего времени привели к росту тарифов и повышению требований к принимаемым на страхование складам", — говорит Василий Саввинов.
"По нашей оценке, рынок страхования стабилен и вернулся к своему состоянию, в котором он находился в начале года. Если в марте у некоторых компаний возникали проблемы с перестрахованием, то, после того как российские власти приняли ряд мер в направлении решения сложившейся ситуации, участники этого рынка стали чувствовать себя более уверенно. Я имею в виду прежде всего внимание государства к работе РНПК, увеличение её капитала и пр. Последние изменения работы страховых компаний по перестрахованию на нас как на клиентах никак не отразились", — комментирует Глеб Белавин.
Петербургский рынок в вопросе страхования испытывает влияние тех же факторов, что и вся страна, говорит Иннокентий Лукьянов. За последний период к стандартным рискам, по его словам, добавились: хранение в пунктах погрузки / перегрузки / разгрузки; прогнозируемый рост мошенничества (159 ст. УК РФ) и военные риски.
"Такие пункты, как падение на застрахованное имущество пилотируемых летающих объектов или их обломков, наезд наземных транспортных средств, всегда присутствовали в классическом пакете рисков. Выросла только их актуальность", — отмечает он.