Для начала им придётся найти способ обхода санкционных ограничений.
В последнее время на рынке всё чаще говорят о возвращении крупных зарубежных IT–компаний. Пресса обратила внимание, что в российские магазины вернулась продукция Microsoft. В частности, программное обеспечение появилось у прежних официальных российских партнёров — компаний AllSoft и Softline. Они уточнили, что новые лицензии являются официальными продуктами Microsoft, причём активация возможна только на территории России, за исключением ДНР, ЛНР, Крыма, Херсонской и Запорожской областей.
Практически одновременно распространились сведения о возвращении Cisco. Как сообщили источники "Известий", компания может использовать дистрибьюторскую модель продаж, то есть работать через посредника. В частности, через IBS, которой были проданы российские активы Cisco. Помимо этого, в сентябре сообщалось, что Samsung может до конца 2022 года возобновить поставки своей техники на российский рынок, в том числе смартфонов.
Вопрос престижа
Немного прояснилась ситуация с компаниями, которые официально не объявляли о своём уходе, но при этом сокращали поставки и продажи. Так, по словам источников "ДП", китайская компания Huawei всё–таки пока не собирается уходить с российского рынка. Сейчас для продолжения работы ей мешает последний пакет санкций, в результате которого Huawei не может использовать в производственных цепочках американские компоненты. Поэтому компания хочет заменить их на решения из дружественных России стран, после чего прежние поставки будут восстановлены.
Валентин Макаров, президент НП "РУССОФТ", оценивает вероятность возвращения зарубежных компаний в том или ином виде как весьма высокую. "В моём понимании вероятность того, что американские вендоры захотят вернуться на российский рынок ПО, — 100%. Многие уже активно работают со своими клиентами в России и дают им заверения в продолжении работы. Другое дело, захочет ли государство разрешить им вернуть позиции в IT–экосистеме, с учётом рисков безопасности и технологической зависимости нашей страны", — рассуждает он.
Рынок России не так уж мал для американских компаний, их общий объём продаж ПО в стране составлял несколько миллиардов долларов, причём основная масса распределялась между небольшим числом вендоров. Дарья Зубрицкая, директор по маркетингу и коммуникациям IT–компании "Ракета", добавляет к этому, что на момент ухода у техногигантов было достаточно действующих соглашений на внедрение и обслуживание ПО, которые было бы сложно расторгать в одностороннем порядке.
"Мы все знаем, что за последние несколько месяцев к некоторым ведущим иностранным IT–вендорам, прекратившим или приостановившим работу на российском рынке, бывшие партнёры выставили немало исков. Речь в них идёт о взыскании задолженностей и неустоек, процентов за пользование чужими денежными средствами. Эти суммы исчисляются десятками, а то и сотнями миллионов рублей. Понятно, что выгоднее получать прибыль, а не нести убытки", — поясняет она.
Собеседница "ДП" отметила, что, вероятнее всего, вернутся компании, которые имеют значительную долю бизнеса в РФ. Кроме того, немаловажен путь, по которому они решат возвращаться: через другие страны или отчуждение российских бизнесов либо же напрямую. Для больших международных игроков всё ещё остаются значительными сложности для операционной деятельности в части финансовых санкций.
"Дочки" подросли
Андрей Шастин, директор по стратегическим инициативам и партнёрствам ООО "Аурига", напоминает, что большинство ушедших с российского рынка компаний сделали это не из–за санкций, а из–за риска репутационных потерь. Сложившаяся ситуация не имела прецедентов, поэтому многие предприняли этот шаг превентивно, надеясь оценить все риски и скорректировать бизнес–стратегии. Он считает, что вероятность возвращения технокорпораций высока. Но это произойдёт не в краткосрочной перспективе, а скорее всего, после нормализации обстановки.
"Некоторым компаниям российский рынок действительно приносил существенные доходы. Кроме того, даже для крупных компаний, у которых продажи в России составляли 1–3% оборота, присутствие на нашем рынке — это вопрос престижа. Чем больше у тебя открыто центров разработки или хотя бы дистрибуции, тем больше у тебя global footprint, который играет большую роль для инвесторов", — подчёркивает эксперт.
Многие технокорпорации выбрали стратегию размежевания с российскими "дочками", которые де–юре стали самостоятельными компаниями. На петербургском IT–рынке, к примеру, это произошло с Wargaming и её дочерней компанией Lesta Games, которая сохранила офис в Северной столице.
"Примеров выделения “дочек” в самостоятельные бизнес–юниты довольно много. Для головных компаний это скорее вынужденный шаг, да и для самих “дочек” это может быть довольно болезненным решением. Будучи дочерней компанией, они получали доступ к лицензиям, последним обновлениям продукта, были включены в инфраструктуру и цепочки поставок головной компании и её филиалов", — считает Шастин.
Развивать и даже поддерживать продукт, соответствуя высоким ожиданиям пользователей, в условиях относительной изоляции довольно сложно. Тем не менее это возможно при условии, что фирма либо имеет своих владельцев продукта (product owner), либо готова найти надёжную сервисную компанию с опытом разработки и поддержки западных продуктов, необходимыми компетенциями разработчиков и знанием отраслевых стандартов.
Валентин Макаров замечает, что это порой единственная возможность сохранить свою долю на российском рынке в условиях санкций.
По словам Дарьи Зубрицкой, такое решение может быть даже полезно для компаний, у которых значительная доля бизнеса находится в РФ.
"При этом не стоит забывать про команду: у таких больших компаний, как Wargaming, внушительный штат и, вероятно, не все сотрудники захотят релоцироваться. О выигрыше или проигрыше бизнес–составляющей Wargaming можно будет судить по прошествии времени. Главный вопрос — не окажет ли влияние существование бизнеса в России на продвижение на других рынках", — заключает она.
Закодировались
Впрочем, эксперты считают возможным отделение от зарубежных компаний российских команд, которые могут создать свой продукт на отечественном рынке. Так, разработчики популярного веб–сервера Nginx основали новую компанию в России, которая будет создавать продукт на базе кода Nginx.
"Такие прецеденты возможны, особенно с ПО с открытым исходным кодом, так как на его базе менее затратно создавать отдельный продукт. Тем не менее, скорее всего, рынок ушедшего ПО займут аналоги, существующие или разрабатывающиеся в России", — говорит Зубрицкая.
Изначально Nginx была чисто российской разработкой и компанией, которую приобрела американская F5 Networks в 2019 году, напоминает Андрей Шастин. Поэтому это скорее не размежевание, а разделение бизнеса. Для повторения прецедента необходимы как минимум схожие условия — изначально российские компании со своим продуктом, успешно ставшие международными.
"С Nginx, пожалуй, сравнимы Acronis и Parallels. Первые не продают свои решения в России с 2017 года, у Parallels с сайта в этом году пропали все ссылки на партнёров в РФ. То есть мы наблюдаем пока единичный случай", — подытоживает он.