Бюджет Петербурга по большей части формируется за счёт сборов с бизнеса. В Москве — иначе, там основной источник поступлений — налог на доходы физлиц. Москвичи с их высокими зарплатами обеспечивают 46% доходов города.
Через неделю ЗакС Петербурга рассмотрит бюджет–2023 во втором чтении. В Москве он уже принят, а в Ленобласти приступают к рассмотрению только сегодня. "ДП" сравнил главные финансовые документы регионов.
Внесённый в конце октября в ЗакС бюджет города на 2023 год к началу текущей недели уже изменён губернаторской поправкой (формально она должна быть ещё принята, но в том, что это случится, никто не сомневается).
Теперь параметры бюджета выглядят так: доходная часть урезана на 9 млрд рублей, до 1,048 трлн рублей, расходы, напротив, увеличены на 26 млрд, до 1,195 трлн рублей. Таким образом, дефицит казны вырос с изначальных 113 млрд до 147 млрд рублей.
Очень перспективное планирование
Бюджет принимается на предстоящий и два последующих года. Трёхлетнее планирование должно помогать бизнесу, завязанному на государственные контракты. И самим чиновникам — как минимум чтобы наделить их уверенностью в финансировании долгосрочных проектов. Впрочем, никто не запрещает цифры менять. Так, утверждённые в ноябре 2021 года параметры бюджета Петербурга на 2022, 2023 и 2024 годы сейчас, в текущем планировании на предстоящую трёхлетку, существенно скорректированы. Доходная часть, например, увеличена на 22%, 7% и 9% соответственно. Расходы — на 8%, 14% и 7%.
В Москве аналогичная ситуация: изначальный бюджет на 2022 год на сегодня по доходам увеличен на 2%, по расходам — на 5%. Изменения в статьях на 2023 и 2024 годы — порядка 10%. В Ленобласти сегодня депутаты приступят к рассмотрению проекта бюджета в первом чтении, в нём предполагается увеличить расходную часть на 2024 год на 18% от планов, которые были в прошлом году.
Объективно корректировки нельзя считать ошибками планирования: кто же из чиновников мог предполагать, что в августе 2021–го в Петербург перерегистрируется "Газпром", неожиданно увеличив доходную часть в виде налога на прибыль? Или что сегодня придётся изыскивать источники замещения выпавших доходов из–за ликвидации с 1 января 2023 года института консолидированных групп налогоплательщиков (КГН)? В Петербурге зарегистрированы 11 компаний, входящих в группы, в Ленобласти — две.
Впрочем, "ДП" ещё год назад писал (см. №151 от 27.10.2021): общее федеральное настроение таково, что продлевать действие режима КГН не планируется. И потенциальные потери бюджетов Петербурга и Ленобласти, если ориентироваться на показатели 2020 года, уже тогда можно было прогнозировать в 12 млрд и 27 млрд рублей соответственно. Исходя из этой логики у чиновников было не менее полутора лет, чтобы пересмотреть источники наполнения бюджетов.
В итоге сегодня они отчитываются о том, что недополученные доходы компенсируются возросшими поступлениями в том числе от налогов на доходы физлиц, которые ощутимо растут. И от так называемых совокупных налогов — различных специальных режимов для малого бизнеса и самозанятых. При этом структура пополнения в регионах различна — столица ориентируется на высокие зарплаты топ–менеджмента. Петербург и Ленобласть — на налоги на бизнес.