Петербург будет развивать туризм, увеличивая взаимодействие с Москвой. Такие шаги предусмотрены специальным мастер–планом, разработка которого уже началась.
Российская индустрия гостеприимства будет организовываться по–новому, в соответствии с государственной стратегией развития туризма. В основу заложена цель роста турпотока. Руководителям регионов и инвесторам предлагается опираться на специально разрабатываемый мастер–план.
"Существует федеральный мастер–план и макрорегиональный. Для этого Россию поделили на 12 туристических макрорегионов, которые абсорбируют 60% спроса. Эти макрорегионы обладают общим туристическим продуктом, за которым мы едем. Например — Алтай: мы едем посмотреть на горы, а не конкретно в Алтайский край или Республику Алтай. И там нужно создать комплексный туристический продукт. Поэтому создали макрорегионы Большой Алтай или, например, Большой Байкал", — рассказала Елена Лысенкова, заместитель главы Ростуризма.
Задача мастер–плана — определить роль всех участников, чтобы создать баланс между направлениями. Туристические продукты в соседствующих регионах не должны конкурировать между собой. "Грубо говоря, чтобы туристическое предложение в Петербурге не совпадало с тем, что существует в Калининграде, Псковской или Новгородской областях. В каждом из субъектов должна быть создана именно та инфраструктура, которая в сумме даёт различные и интересные предложения. При этом требуется однородность качества", — объяснила Лысенкова.
После регионального плана следующий уровень — мастер–план инвестора. Пока сумма государственных и частных инвестиций, которую хотят привлечь для программы, не разглашается. Но Лысенкова особо отметила, что туризм сильно зависим от частного капитала. На всех территориях субъектов проработка плана сделана совместно с инвесторами, которые заинтересованы во вложениях. Тем же инвесторам, которые пока только задумываются об этом, будет предоставлен готовый мастер–план. До конца года намерены сдать три готовых плана — для Крыма, Дальнего Востока и Золотого кольца. Что касается города на Неве, то он попал в макрорегион "Из Москвы в Петербург". К разработке уже приступили в обоих городах.
Сергей Корнеев, председатель комитета по развитию туризма Санкт–Петербурга, отмечает, что Северная столица идёт по пути восстановления туристических потоков. "Обсуждая общее мастер–планирование, мы отметили, что у нас разнообразные туристические предложения: медицинский, экологический, гастрономический, промышленный, культурно–образовательный туризм и т. п. Нам необходимо сбалансированное развитие, нам важны возвратный туристический поток и всесезонный туризм, а также налаживание взаимодействия между Москвой и Петербургом", — заявил чиновник.
Елена Лысенкова добавила, что для составления мастер–плана был собран массив big data, включая данные мобильных операторов и банков. Таким образом удалось подсчитать количество "серых" туристов — тех, кто останавливается не в гостиницах, а дома у друзей и родственников. Таковых оказалось 35 млн. А общее количество туристов внутри страны в 2021 году составило 56,5 млн.
"По нашей оценке, 64 млн платёжеспособных и трудоспособных граждан не совершают поездки. 33% — из–за финансовых причин, поэтому нужно создавать больше доступных по цене туристических направлений. 21% ссылается на отсутствие свободного времени, и для этого нужны новые маршруты для коротких туристических поездок. Почти 10% говорят об отсутствии необходимой инфраструктуры для путешествий с детьми", — описала ситуацию Лысенкова.