Система российских "зелёных" сертификатов рискует стать инструментом гринвошинга, а не механизмом стимулирования развития альтернативной генерации.
Госдума 17 ноября в первом чтении приняла поправки в федеральный закон "Об электроэнергетике", создающие фундамент для отечественной системы "зелёных" сертификатов. Россия тем самым на практике подтверждает сохраняющуюся приверженность климатической повестке и обязательствам по сокращению углеродного следа. Но эксперты указывают на несовершенство предлагаемой правовой базы, а также высказывают скепсис в отношении эффективности сертификатов как механизма вообще.
Предъявите документ
"Зелёный" сертификат — это документ, дающий потребителю возможность подтвердить, что используемая им энергия является низкоуглеродной. Из-за того что в реальности всё вырабатываемое электричество как традиционными, так и альтернативными источниками поступает в единую сеть, затруднительно определить, "зелёная" ли энергия в каждой конкретной розетке. Приобретая у генерирующей компании специальный сертификат на определённый объём мощности, выработанный на экологичных станциях, потребитель получает право утверждать, что пользуется именно чистой энергией.
Ранее в России использовался международный стандарт сертификатов I–REC, их продавала, например, ТГК–1. Но из-за британских санкций оператор системы — нидерландская НКО The International REC Standard Foundation — был вынужден остановить деятельность в РФ. При этом стандартов сертификации в мире существует множество, в том числе некоторые страны используют собственные. Отечественную систему Минэнерго РФ начало разрабатывать ещё в 2020 году.
Ключевым понятием, фигурирующим в законопроекте, является атрибут генерации — совокупность сведений о квалифицированном генерирующем объекте и связанных с этими сведениями прав. Именно эти атрибуты будут передавать при помощи сертификатов или двусторонних договоров, заключаемых между потребителем и производителем электричества.
По оценке НП "Совет рынка", объём обращения атрибутов генерации в России может составить не менее 400 млрд кВт•ч в год. Совокупный объём электроэнергии, ежегодно вовлекаемой в систему сертификации за рубежом, как указывается в заключении думского комитета по энергетике, превышает 1 трлн кВт•ч.
По двойному счётчику
Ключевая претензия, которую предъявляют к российским "зелёным" сертификатам, заключается в том, что за данный объём чистого электричества энергорынок один раз уже заплатил, говорит генеральный директор ООО "КарбонЛаб" Михаил Юлкин. Большинство возобновляемой генерации в стране строится в рамках договоров о предоставлении мощности (ДПМ), которые гарантируют возврат инвестиций с доходностью.
“
"Они же поддерживаются через сбор дополнительных денег за установленную мощность — это распределяется на всех потребителей энергии. Получается, все более или менее в равной мере, пропорционально своим объёмам потребления, уже один раз через этот инструмент оплатили мощности. А тот, кто заплатил ещё и за сертификат, таким образом записал это себе, лишив этой возможности остальных, которые тоже платили, но косвенно", — описывает проблему специалист.
На этот же момент обратила внимания ассоциация "Сообщество потребителей энергии" (СПЭ), рассказал "ДП" замдиректора организации Валерий Дзюбенко. СПЭ даже направило председателю комитета Госдумы по энергетике Павлу Завальному письмо (есть в распоряжении редакции) с просьбой внести поправки в законопроект.
"При продаже атрибутов генерации не возникает дополнительных расходов на наделение электроэнергии новыми свойствами, поэтому у владельцев указанных объектов генерации формируется дополнительная прибыль, не учтённая в цене мощности инвестиционных договоров, что позволяет им окупить расходы значительно раньше договорного срока, при этом продолжать в полном объёме получать обязательные платежи по ДПМ", — говорится в письме. Таким образом, указывают в ассоциации, возникает двойное субсидирование объектов ВИЭ, что не допускается статьёй 19 Директивы Европарламента о поощрении использования энергии от возобновляемых источников, выпущенной ещё в 2018 году.
Противоречие с нормами ЕС может привести к отказу европейских компаний принимать российские сертификаты, а невозможность подтвердить отсутствие углеродного следа товара, в свою очередь, вынудит платить на него дополнительную пошлину при торговле со странами Евросоюза. Учитывая и без того непростые межгосударственные отношения, которые отражаются на товарообороте, это может стать лишней преградой на пути к западным рынкам.
К тому же отечественная система сертификации отражает разницу в понимании "зелёности" источников энергии у российских и европейских чиновников. В законопроекте атомная энергия считается низкоуглеродной — наравне с полученной на ветряных, гидро– и солнечных станциях. Еврокомиссия в феврале также признала энергию АЭС "зелёной", но технология отнесена к переходным на пути к климатической нейтральности.
С одной стороны, разночтения — это проблема для взаимного признания систем углеродных единиц. С другой стороны, замечает Валерий Дзюбенко, российский документ отражает последовательную позицию государства по вопросу. И урегулирование этого нюанса возможно в формате диалога с иностранными партнёрами.
Осторожно, гринвошинг
Михаил Юлкин ставит под сомнение работоспособность самой по себе концепции "зелёных" сертификатов. По его словам, механизм должен обеспечивать поддержку строительства новых объектов низкоуглеродной генерации. "Но получается, всё свели к тому, чтобы озеленить Scope 2, косвенные энергетические выбросы ведущих отчётность по международным стандартам предприятий. Часть задач, таким образом, ушла. Инструмент получился немного вырожденный, применимый только для того, чтобы компаниям–покупателям “озеленить” свой углеродный след, а компаниям-продавцам это ничего, кроме небольшого дополнительного дохода, не даёт", — заключает Михаил Юлкин.