Участники сырьевого рынка позавчера и вчера ждали объявления параметров потолка цен на российскую нефть. Новость, что США и союзные с ними страны планируют обнародовать их в среду, 23 ноября, появилась неделю назад. Однако ни в среду, ни в четверг до 18:00 по московскому времени цифр так и не было. А между тем до 5 декабря, когда потолок должен начать своё действие, осталось полторы недели.
Как сообщал The Wall Street Journal со ссылкой на свои источники, авторы идеи планируют договориться о разрешённых ценах на нефть из РФ не выше $70 за баррель. Министр финансов США Джанет Йеллен в октябре называла порог в $60, заявляя, что этого достаточно, чтобы Россия имела стимул продолжать добычу. Потом планируется корректировать уровень потолка несколько раз в год.
По данным Bloomberg, Еврокомиссия предложила уровень цены $65 за баррель, однако Польша и страны Балтии посчитали его слишком высоким. С другой стороны, Греция и Мальта, зарабатывающие на морских перевозках нефти, не хотят потолка ниже $70.
А впереди ещё попытки установить потолок цен на газ. Вчера министры энергетики ЕС не смогли договориться о его параметрах и теперь соберутся для продолжения обсуждений, предположительно, 13 декабря. Реакция нашей страны закономерна: вице–премьер правительства РФ Александр Новак в очередной раз заявил, что Россия не намерена поставлять нефть и нефтепродукты в страны, которые присоединятся к механизму ценового потолка, пусть даже для этого придётся сократить добычу.
Нефтяной рынок нервно реагировал на все эти новости. Причём чем ниже виделся уровень потолка после очередного сообщения, тем выше подскакивали котировки. Ведь участники биржевых торгов понимают: слишком жёсткие ограничения для производителя чреваты дефицитом его продукции. Странно, что это невдомёк авторам идеи ценового потолка. Похоже, они махнули рукой на основные принципы капиталистической экономики и скатываются в махровый социализм, где цены назначаются сверху из расчёта "себестоимость плюс небольшая маржа".
Глава правительства Испании Педро Санчес назвал идею о введении потолка цен на энергоресурсы движением в неправильном направлении. А бывший министр финансов США Стив Мнучин её высмеял: "Мне кажется, что это самая нелепая идея, которую я когда–либо слышал". Однако отдельные здравые голоса едва слышны и общего антирыночного угара не меняют.