В Смольном решили регламентировать правила парковки во дворах так, чтобы машины не мешали проезду спецтехники, вывозу мусора и уборке снега. Мест для автомобилей станет меньше.
В Петербурге стартовали общественные обсуждения по проекту изменений в Правила благоустройства территории города. Предложенные поправки вводят ряд ограничений на парковку автомобилей во внутриквартальных проездах.
Во–первых, вводится так называемая эксплуатационная маркировка — по сути дорожная разметка, обозначающая зону, на которой оставлять машины будет нельзя. Это участки перед мусорными контейнерами, вокруг пожарных гидрантов, в местах примыкания пешеходных дорожек и на поворотах. Таким образом разработчики документа намерены облегчить проезд пожарных машин, мусоровозов и другой спецтехники.
С соответствующей инициативой выступили ГУ МЧС по Петербургу и МО "Коломяги". "В адрес органов публичной власти поступает большое количество жалоб граждан по вопросу хаотичного размещения транспортных средств на внутриквартальных территориях", — говорится в пояснительной записке к проекту постановления правительства Петербурга о внесении соответствующих изменений.
"Фактически это зоны, где и без маркировки не следует парковаться, поскольку парковка на них препятствует движению неограниченного круга лиц и содержанию территории", — отметили в комитете по градостроительству и архитектуре (КГА), разработавшем проект.
Вторая инициатива, которая содержится во внесённых поправках, подразумевает составление графиков зимней уборки внутриквартальных проездов от снега. Они должны будут публиковаться на специальных стендах установленного образца. В периоды уборки автовладельцам следует освобождать территорию от своих машин. При этом уборка должна производиться только по рабочим дням в периоды с 10 до 18 часов не более 4 часов в сутки и не чаще 2 раз в неделю. А графики уборки на смежных территориях не должны совпадать.
Эта инициатива выглядит как часть "снежной реформы", которую Смольный затеял в преддверии зимнего сезона 2022–2023 годов. Городские власти создают новую единую систему уборки снега, которая в первую очередь будет внедрена во дворах и внутриквартальных проездах. Обязанности по уборке сосредоточат в районных жилищных агентствах.
Под угрозой штрафа
Нарушителям новых правил грозит административная ответственность, говорится в опубликованных проектах, правда, без ссылки на конкретные статьи. "Проект не предусматривает нововведений в части привлечения к административной ответственности за нарушение правил благоустройства территорий", — отмечает юрист Ru.Courts Ариана Алтухова.
Как стало известно "ДП", городские власти намерены задействовать уже существующую статью 32.1 закона об административных правонарушениях в Петербурге "Размещение транспортных средств на территориях детских, спортивных площадок, площадок для выгула и дрессировки животных, перегораживание подъездов к площадкам для сбора отходов, перегораживание внутриквартальных проездов, пешеходных дорожек, проходов к зданиям и входов в них". Она предусматривает санкцию в виде штрафа от 3 тыс. до 5 тыс. рублей для физлиц; от 5 тыс. до 40 тыс. — для должностных лиц; и от 150 тыс. до 500 тыс. — для юридических лиц. Кроме того, предусмотрена эвакуация машин нарушителей.
С 2021 года полномочия выписывать штрафы по этой статье переданы Государственной административно–технической инспекции (ГАТИ), что резко повысило эффективность привлечения нарушителей к ответственности. С начала года инспекция выписала 18 тыс. постановлений, касающихся нарушения правил парковки во дворах, на сумму 200 млн рублей, сообщили "ДП" в ГАТИ. На сайте ведомства есть форма, с помощью которой любой желающий может пожаловаться на неправильно припаркованный автомобиль.
Однако доработка городского закона об административных правонарушениях может всё–таки потребоваться, поскольку сейчас в нём эксплуатационная разметка не упоминается, полагает управляющий партнёр юридической компании "Варшавский и партнёры" Владислав Варшавский.
"Но не исключено, что суд как правоприменитель будет расширительно толковать норму об ответственности, и тогда изменения не потребуются", — отмечает юрист.
Негде припарковаться
Одним из очевидных последствий принятия поправок станет уменьшение парковочного пространства во дворах Петербурга. В обосновывающих материалах к проекту поправок нарисованы схемы, из которых видно, что "лишними" являются не менее трёх машино–мест на каждом повороте внутридворового проезда. Парковать автомобили около контейнерных площадок нельзя и сейчас, но пока что водители сами "на глаз" определяют безопасную дистанцию от площадки. Эксплуатационная маркировка может её увеличить. То же самое касается перегораживания пешеходных дорожек.
КГА при разработке поправок не проводил расчёты количества машино–мест во дворах, сообщили "ДП" в комитете. Фактически в Петербурге обеспеченность жилой застройки парковочными местами регулируется только в ситуациях нового строительства с помощью норм градостроительного проектирования, согласно которым на каждые 80 м2 жилья должно приходиться одно машино–место.
В разных районах города ситуация с обеспеченностью домов парковками сильно отличается, обращают внимание эксперты. "Проблема нехватки парковочных мест наиболее характерна для центральных районов со старым фондом, где спецификой жилых домов являются небольшие по площади придомовые территории и, как следствие, невозможность оборудования каких–либо автостоянок. На периферийных территориях проблема не столь остро выражена", — говорит руководитель отдела исследований петербургского офиса NF Group (ex. Knight Frank St. Petersburg) Светлана Московченко.
"В проектах комплексной застройки территорий в спальных районах или в жилье классов эконом и комфорт, в которых живут относительно небогатые жители города, часто наблюдается картина, что построено большое количество парковочных мест, но жильцы не готовы тратить деньги на аренду и полностью загромождают гостевые парковки. Множество подобных примеров можно найти в районе Парнаса, Девяткино, Кудрово", — отмечает вице–президент Becar Asset Management Катерина Соболева.
В то же время в домах более высокого класса покупатели, как правило, приобретают место в паркинге одновременно с квартирой.
Руководитель проекта LifeDeluxe.ru Сергей Бобашев полагает, что в случае принятия поправок спрос на паркинги вырастет. Однако проблема в том, что паркинги (либо участки, где их можно построить) есть не везде. "Это огромная сложность, у нас изначально дворы проектировались без паркингов, — рассуждает Сергей Бобашев. — Опыт Москвы показал, что решение проблемы парковки — это самый конфликтообразующий вопрос. Обычно мнение жителей дома по поводу организации паркинга во дворе делится ровно 50/50. Одним нужен паркинг, другим — детская площадка. Это порождает битвы".
“
Культура хранения автотранспорта в эпоху тотальной автомобилизации — это одна из важнейших составляющих формирования комфортной жилой среды, без которой сегодня не обходится ни один качественный современный проект. Но не будем забывать, что город строился и когда автомобили были редкостью, и во времена массовой уплотнительной застройки. Дворы–колодцы не были предназначены для хранения в них автотранспорта, а во многих высотках экономкласса о комфорте никто даже не думал. Сегодня у многих жителей старого фонда остро стоит вопрос как с наличием зелёной зоны без машин для прогулок, так и с парковкой. Но любой запрет без качественной альтернативы вызовет напряжение среди населения, даже если в основе своей он направлен на благие цели — создание благоустроенной городской среды. На мой взгляд, в приоритете должно быть предоставление возможностей, а не установление запретов. Сначала — обеспечение горожан парковочными местами, а потом введение мер по стимулированию парковки в специально отведённых для этого местах. В кризисные периоды экономики потребители в первую очередь экономят на машино–местах, поэтому, несмотря на высокую себестоимость строительства подземных паркингов, они реализуются с существенной скидкой. Строительство паркингов чаще всего не окупается, но квартиры в проектах с машино–местами более востребованы.
Ася Левнева
директор департамента по маркетингу и продажам ЗАО "Балтийская жемчужина"
“
К сожалению, нужно признать, что ситуация, когда можно хранить бесплатно машину рядом с домом, не является нормальной, это означает, что ограниченная часть людей пользуются этим, а остальные страдают. Поэтому упорядочение и повсеместный контроль парковки — это неизбежная мера, а хранение автомобиля становится всё более затратным по мере увеличения количества автомобилей. Зарубежный опыт говорит, что по мере роста автомобилизации требования к автовладельцам ужесточаются. В европейских городах не допускается парковать автомобиль вне обозначенных парковочных мест, и каждое парковочное место либо принадлежит кому–то лично (как правило, на правах аренды), либо оно платное и ограниченное по времени. В некоторых азиатских городах не допускается владеть автомобилем, если не приобретено парковочное место. При этом не каждая недвижимость обеспечивается парковочными местами. Люди выбирают между более дешёвым жильём без парковок или более дорогим с парковками. И в любом случае это именно парковки, до которых ещё нужно идти, а не машина под окном. Другой вариант — индивидуальные дома, где автомобиль всегда под рукой. Но такая недвижимость располагается далеко от центра и стоит дорого. То, что сейчас хотят внедрять в нашем городе, — лишь первый шаг к постепенному упорядочению парковочного пространства. Понятно, что меры не популярные, но это неизбежно.
Дмитрий Баранов
ведущий транспортный инженер бюро транспортного планирования Ots Lab
“
Я считаю, что это полумера. Нужна инвентаризация парковочных мест во дворах, для того чтобы потом выдавать их в пользование автомобилистам. И каждый из них будет отвечать за своё место. Мы такое предложение подавали ещё в 2007 году. А ещё интересно, кто увидит эту разметку зимой, когда выпадет снег.
Денис Шубин
председатель автоклуба "А24"
“
"Первый Спецтранс", как и все городские перевозчики ТКО, всё время сталкивается с проблемой доступа к контейнерным площадкам. Пространства для манёвра в петербургских дворах мало, а хаотичная парковка усугубляет и без того сложный доступ спецтехники. Прошлой зимой мы фиксировали до 10 невывозов в день из–за припаркованных автомобилей. Мы даже разработали информационные таблички, которые наши водители оставляют на припаркованных авто. Поясняем автовладельцу, что из–за неправильной парковки мусор вывезен не был и страдают его же соседи. Кроме того, фиксируем ситуацию на фото и сообщаем УК или ТСЖ, составляется акт фиксации перегораживания проезда. Документ направляется в уполномоченные органы для привлечения нарушителя к ответственности.
Дмитрий Климчук
директор по развитию группы компаний "Первый Спецтранс"