На прошлой неделе стало известно, что в правительстве РФ обсуждается идея о введении минимальных розничных цен (МРЦ) на тихие вина и пиво, хотя сейчас они существуют только для крепких алкогольных напитков и игристых вин.
Руководитель НП "Клуб профессионалов алкогольного рынка" Максим Черниговский напоминает, что институт МРЦ на алкоголь был введён в России более 10 лет назад как барьер для входа в лицензируемую розницу нелегальной продукции. По мнению эксперта, эта мера себя уже исчерпала. По прогнозам Черниговского, если МРЦ на вино из расчёта 239 руб. / бут. 0,75 л будет принята на законодательном уровне, то объём производства российских вин может снизиться в 2023 году на 25%.
"Ленинградская область — в тройке региональных лидеров по объёму производства тихих вин. В случае введения МРЦ и снижения объёмов производства бюджет региона недосчитается в следующем году порядка 300 млн рублей акцизов", — предупреждает он.
По итогам января–октября 2022 года на долю Ленобласти приходится 10,15% от всего объёма производства тихих вин в России. Всего за первые 10 месяцев текущего года в Ленобласти было произведено 2745 тыс. дал вина, при этом объём производства в октябре этого года, по сравнению с октябрём 2021–го, вырос на 34,2%.
Более половины всех тихих вин российского производства — это продукция экономкласса. Если их станет нельзя продавать дешевле установленной планки, то люди с невысокими доходами скорее перейдут на потребление нелегального, опасного для жизни алкоголя, чем переключатся на более дорогие напитки.
В ассоциации производителей пива считают, что вопрос необходимо снять с повестки дня, поскольку введение минимальной цены не способствует рыночной конкуренции и несёт риски сокращения ассортимента на полках магазинов.
И.о. президента компании AB InBev Efes Ораз Дурдыев замечает, что в случае введения МРЦ реализация продукции со скидкой станет невозможной, что критично в текущей экономической ситуации. "Цена розничной продажи пива формируется рынком. Государственное регулирование в виде МРЦ приведёт к ограничению конкуренции и повышению цен. Что в свою очередь вызовет дальнейшее падение продаж и сокращение легального производства", — говорит он.
Другой точки зрения придерживается президент компании LADOGA Вениамин Грабар. "МРЦ — необходимый инструмент регулировки для борьбы с контрафактом. В оптимальном балансе соединяются максимизация отчислений в бюджет от деятельности предприятий, учёт покупательной способности населения и забота об эффективности легального бизнеса", — утверждает он.