Площадь зелёных насаждений в Петербурге значительно увеличат

Автор фото: img.tourister.ru
Шуваловский карьер.

В закон о ЗНОП впишут Шуваловский карьер и бульвары, не всегда похожие на сложившиеся зелёные зоны.

Городской закон о зелёных насаждениях общего пользования (ЗНОП) проходит очередную корректировку. Соответствующий проект поправок на днях был обнародован комитетом по контролю за имуществом на портале антикоррупционной экспертизы Смольного.

Переоценка ценностей

В соответствии с этим документом из резерва озеленения исключают крупный парк (31 га, что почти равно площади парка Авиаторов в Московском районе), который хотели создать в Красногвардейском районе между Кольцевой дорогой и Охтой в районе развязки КАД с Шафировским проспектом, к югу от садоводства "Рыбацкое".
Эта земля была внесена в закон в 2020 году. Территория выходит на берег Охтинского разлива, "что обусловливает её высокую рекреационную ценность", говорилось в пояснительной записке, которая готовилась в обоснование включения парка в реестр. Возможно, город предпочтёт продать эту землю или использовать её под другие цели. В генплане территория отведена под деловое использование.
В свою очередь, парк на Канонерском острове (фактически дикий лес на развалинах берегоукрепительных сооружений) переносят из основного перечня в резерв озеленения. Данный резерв по закону — это "неблагоустроенные территории зелёных насаждений общего пользования, предназначенные для озеленения". Формально эти земли так же защищены от застройки, как и ЗНОП.
Зато включается в ЗНОП "сквер" площадью 10 га на территориях, примыкающих к развязке Индустриального и Шафировского проспектов (чуть ли не внутри петли развязки). Также крупная зелёная зона (52 га) в основном перечне городских ЗНОП появляется в Приморском районе. Это парк у Шуваловского карьера. Большая площадь обусловлена тем, что в границы парка включаются не только берега (преимущественно северный и восточный), но и сам водный объект. При этом с западной стороны карьера вырезается небольшой участок существующей ЗНОП "для организации парковочных мест".
Есть и другие корректировки меньшего масштаба, у многих объектов меняется площадь или границы. Но в целом в закон включается больше новых зелёных зон, чем исключается. Всего, по подсчётам "ДП", в ЗНОП хотят добавить почти 500 га земли. Больше всего — в Приморском районе (120 га), в том числе за счёт упомянутого выше парка у карьера. Также среди лидеров Калининский (78 га), Невский (65 га) и Выборгский (55 га). Меньше всего новой официально признанной зелени появляется в Курортном районе (около 0,5 га). Похожая ситуация и в районах в центральной части города, в особенности в Петроградском (там также добавляется не много площадей ЗНОП).

Специальные функции

Стоит отметить, что в большинстве случаев новые включения — это не какие–то заметные в масштабах города объекты, а рядовые скверы или, что чаще всего, бульвары. Они, впрочем, могут быть весьма большими по площади. Как, например, бульвар на ул. Партизана Германа (около 12 га) или бульвар на Богатырском пр. от Коломяжского пр. до Серебристого бульвара (5 га).
В последнем случае в состав ЗНОП включён в том числе и малопримечательный газон посреди проспекта, который сложно воспринимать как полноценное озеленение, — он носит скорее утилитарный характер разделения транспортных потоков. Есть и другие подобные примеры. И это при том, что существует отдельный перечень территорий зелёных насаждений, выполняющих специальные функции (в части уличного озеленения), утверждаемый ежегодно распоряжением комитета по благоустройству.
Появление подобных объектов в ЗНОП может быть связано с тем, что от общей площади зелёных зон зависят коэффициенты обеспеченности районов зелёными насаждениями, а они учитываются при жилищном строительстве.
Так, согласно Правилам землепользования и застройки Петербурга, минимальная площадь зелёных насаждений в квартале не должна быть меньше 6 м2 на человека. При этом в законе о ЗНОП установлены более жёсткие требования: 6 м2 на человека для центральных районов, 12 м2 для спальных и 18 м2 — для пригородных.
Согласно последним опубликованным данным (по состоянию на январь нынешнего года с учётом последней действующей редакции закона о ЗНОП), в центре норма из закона о зелёных насаждениях не выполняется в Центральном районе (4,7 м2 на человека). При этом в Петроградском районе она даже перевыполняется, очевидно из–за входящих в него островов с парками (всего выходит 25,5 м2). В периферийных районах она меньше нормы в Невском (8,9 м2), Фрунзенском (10,9 м2) и Калининском районах (11,9 м2).
Если же посмотреть на эту статистику в динамике, то можно обратить внимание, что обеспеченность зеленью растёт не по всем районам: в частности, за последний год она немного сократилась в Выборгском, Колпинском, Красносельском и Курортном районах.
По поводу причин корректировок с включением в перечень множества линейных объектов есть и другое соображение. В Смольном рассматривали возможность перераспределения полномочий между комитетами по развитию транспортной инфраструктуры и по благоустройству в части содержания дорог.
Соответствующий проект постановления городского правительства был подготовлен в прошлом году (правда, насколько известно, так и не был утверждён).
Если список ЗНОП расширяется, в том числе за счёт разделительных полос на бульварах, комитет по благоустройству укрепляет свои позиции, поскольку он и занимается обустройством ЗНОП.

Обсудим?

Закон о ЗНОП был принят в 2007 году и регулярно обновляется. Ежегодной инвентаризацией зелёных насаждений занимается комитет по контролю за имуществом.
Формально это происходит в заявительном порядке, путём рассмотрения заявок заинтересованных лиц, которые рассматриваются затем специальной рабочей группой.
На этот раз поступило более тысячи заявок, по итогам обработки которых и были подготовлены поправки. Предыдущая большая корректировка произошла в мае 2021 года.
"Это плановая корректировка, только она задержалась уже на год. Запоздавшая плановая корректировка", — прокомментировал "ДП" нынешнюю процедуру экс–глава экспертной группы комиссии по городскому хозяйству ЗакСа Александр Карпов.
Градозащитники, в свою очередь, отмечают сложность документа для восприятия: чтобы понять, что именно исключается и что включается в закон, им нужно сравнивать картографические материалы, обнародованные в разных местах в виде отдельных страниц. Они боятся пропустить что–то важное.
Антикоррупционная экспертиза законопроекта продлится до 12 декабря. После её прохождения документ может быть внесён для рассмотрения Законодательным собранием.