Объём российского e–com–сегмента фармрынка по итогам трёх кварталов 2022 года оценили в 213,4 млрд рублей. Показатели рынка уже заметно выше, чем по итогам всего 2021 года. При этом потребители приходят на онлайн–канал за более дорогостоящими товарами.
Директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов прогнозирует, что по итогам текущего года онлайн будет опережать темпы развития офлайн–канала. Общий объём онлайн–рынка будет находиться в интервале 300–320 млрд рублей, включая нелекарственный ассортимент.
"Прирост продаж в рублях относительно I–III кварталов 2021 года составлял 50,7%, что несколько меньше динамики, зафиксированной в I–II кварталах 2022 года, — 51,3%. Напомним: в I квартале 2022 года рост относительного I квартала 2021–го составлял 69,6%", — говорится в исследовании RNC Pharma.
Несменяемым лидером рынка остаётся "Аптека.ру": объём валовых e–com–продаж интернет–аптеки в I–III кварталах 2022 года составил 54,1 млрд рублей. На втором и третьем местах находятся "Еаптека" и "Ригла" с оборотом 17,6 млрд рублей у каждой компании. Из Петербурга в рейтинг попала сеть "Алоэ", которая расположилась на 19–й строчке. Добиться максимальных темпов роста удалось сети "Апрель" (рост в 2,2 раза) и "Еаптеке" (в 2 раза). E–com–проект объединённой сети "Эркафарм и Мелодия Здоровья" показал прирост 98% относительно I–III кварталов 2021 года.
Генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк отмечает, что по итогам 9 месяцев этого года доля e–com на фармацевтическом рынке выросла до 12% против 8% годом ранее. Это связано с тем, что потребители ищут более дешёвые лекарственные препараты, смотрят их наличие в аптеках. С этой точки зрения e–com становится более привлекательным каналом для покупок.
"Онлайн–торговля неравномерно развивается по территории страны. Потребители Москвы и Петербурга, а также центральных регионов и ПФО достаточно активно пользуются онлайн–сервисами, и здесь доли сегмента выше, чем в среднем по России", — уточняет эксперт.
В Петербурге люди идут в сеть за дорогостоящими препаратами. Средняя стоимость упаковки в онлайн–каналах примерно в 2 раза превышает среднюю стоимость в офлайне. В целом на онлайн–площадках чаще приобретают именно дорогие препараты.
В "Опоре России" обращают внимание, что аптеки не только развивают собственные каналы продаж, но и интегрируются с крупными маркетплейсами, чтобы развивать больше точек соприкосновения с целевой аудиторией. Аптеки следуют классическому сценарию: следят за расширением ассортимента и доступностью. Они параллельно наращивают офлайн–точки, а также занимаются развитием онлайн–сегмента и усилением своего присутствия в интернете.