В следующем году свободных помещений на главных торговых улицах Петербурга станет больше, а собственникам придётся снижать цены для арендаторов.
Эксперты рынка коммерческой недвижимости констатируют, что пока уход зарубежных брендов не слишком сильно повлиял на стрит–ретейл. Однако в следующем году вакантность может стать гораздо заметнее, так как исход продолжится.
По данным NF Group в Санкт–Петербурге, доля вакантных площадей на главных торговых улицах изменилась по–разному. Так, на Большом проспекте П.С. уровень вакансии вырос на 3,1 п. п., до 8,9%. На Невском проспекте доля свободных помещений, наоборот, уменьшилась на 4,5 п. п., до 8,1%, а на Большой Конюшенной улице — на 0,9 п. п., до 7,3%.
Отдельно стоит рассматривать участок Невского проспекта от площади Восстания до Александро–Невской лавры (так называемый Старо–Невский), где вакансия традиционно выше, чем на основной части. Аналитики предполагают, что если международные бренды, которые сейчас заявили о временной приостановке деятельности, полностью покинут российский рынок, то вакансия там уже в 2023 году вырастет до 19,1% против 11,1% в этом году.
"Это единственный торговый коридор, где будет самая большая вакансия по городу. В основном за счёт того, что там временно закрыто большое количество международных брендов тяжёлого люкса, судьба которых пока под вопросом", — отметила Анна Лапченко, руководитель отдела торговой недвижимости NF Group в Санкт–Петербурге. По её словам, профиль Старо–Невского проспекта может измениться в сторону мультибрендового формата.
На сегодняшний день 20 брендов из семи стран покинули Невский, Большой проспект П.С. и Большую Конюшенную улицу. В основном это арендаторы из сегментов одежды, товаров для дома и общепита. При этом арендные ставки сохранились примерно на уровне 2021 года. Снижение ставок зафиксировано лишь на обеих частях Невского проспекта. Анна Лапченко прогнозирует, что и в 2023 году арендные ставки в среднем по городу останутся теми же.
Общепит сократил долю открытий до 42% за 2022 год против 48% в 2019–м. Изменилась и доля продуктовых магазинов среди открытий. В 2020 и 2021 годах она сохранялась на уровне 16%, но теперь сократилась до 14%. Появился совсем новый сегмент арендаторов — табачные лавки. "Раньше мы не выделяли его в отдельный профиль, но в этом году он существенно заявил о себе — в течение последних 2 лет продавцы табака увеличили долю на рынке с 3 до 5%", — рассказала Лапченко.
Генеральный директор агентства недвижимости Lapina Екатерина Лапина считает, что рынок стрит–ретейла был почти мёртв в 2022 году. Развивались лишь малые форматы магазинов до 120 м² и общепит.
"Многие собственники до сих пор пересдают свои опустевшие объекты. Часть помещений заняли российские компании. Но, по предварительным итогам продаж, при том же положении дел в стране покупательная способность вряд ли вырастет. И уже в I квартале 2023 года произойдёт новый исход арендаторов или будут задолженности по арендным обязательствам", — говорит эксперт.