В новых геополитических условиях Россия намерена активнее осваивать Арктику. Амбиции могут привести к переделу судостроительной отрасли.
Россия намерена не только исследовать Арктику, но и обживать её. В условиях санкций перевозки по Северному морскому пути (СМП) стали более конкурентоспособными по сравнению с альтернативными маршрутами. В Арктике реализуется 621 инвестпроект, который, как ожидается, принесёт 1,6 трлн рублей инвестиций. В проекты уже вложено 277 млрд рублей, сказал министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков в рамках XII Международного форума "Арктика: настоящее и будущее".
Пока наибольшее число этих проектов связано с добычей нефти и газа и, как следствие, с развитием СМП. Напомним: это кратчайший водный маршрут между европейской частью России и Дальним Востоком. В условиях иностранных санкций, введённых в отношении России, его развитие становится критически важным, поскольку нарушены многочисленные международные цепочки поставок продукции.
В этом году интерес общественности к проблематике Арктики резко вырос, считает гендиректор Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов. "В начале прошлого века мы Арктику изучали. То, что мы делаем сейчас, позволяет в Арктике работать. Мы подошли к третьей стадии развития — научиться не работать вахтовым методом, а жить. Превратить Арктику в место постоянного жительства, а не только исследования и работы — одна из главных задач, которые мы ставим перед собой", — отметил Рахманов.
В будущем СМП должен стать транзитным коридором, аналогом Суэцкого канала, а Арктика — территорией для применения новых технологий, местом современной жизни и туризма с бережным отношением к экологии.
Развивая грузопоток
На период до 2035 года в Арктике уже заявлены несколько мегапроектов, в том числе СПГ-кластер компании "Новатэк" и нефтяная провинция "ВостокОйл" "Роснефти". Их развитие повлияет на рост грузопотока по СМП. По прогнозам, в 2022 году он составит около 34 млн тонн (32 млн тонн в 2021-м). В планах выйти на 80 млн тонн к 2024 году, а к 2030-му — на 150 млн.
У России хорошие компетенции в северном судоходстве, сказал на форуме зампред госкомиссии по развитию Арктики, спецпредставитель "Росатома" Владимир Панов. Чтобы интенсивное развитие грузопотоков по СМП стало возможным, есть планы к 2030 году увеличить ледокольный флот до 17 единиц. В свою очередь, безопасность судоходства будет обеспечивать новая спутниковая группировка из 12 аппаратов, а также гидрографической и аварийно-спасательной инфраструктуры.
К слову, входящие в ОСК верфи уже строят и сдают суда, которые будут работать в Арктике. Так, в конце ноября 2022 года на Балтийском заводе в Петербурге подняли флаг на ледоколе "Урал", третьем судне проекта 22220, которое в декабре уже приступило к работе в Северном Ледовитом океане.
Тогда глава ОСК Алексей Рахманов предложил построить для СМП ещё четыре ледокола. А позднее корпорация заявила, что готова строить и плавучую инфраструктуру для СМП. "Я не исключаю, что футуристические планы по городам на морях и океанах станут реальностью. И конечно, без нашей судостроительной смекалки осваивать эти технологии будет сложно. <...> Судостроители всегда будут готовы к реализации таких амбициозных задач", — подчеркнул Алексей Рахманов.
Из промышленников судостроителей в числе первых задействовали в арктических проектах. Но мощностей российских верфей не хватает для масштабного обновления ледокольного флота.
По данным агентства "InfoLine-Аналитика" (на IV квартал 2022 года), для российских заказчиков на отечественных и иностранных верфях строится 440 гражданских судов общей стоимостью более 2 трлн рублей. Суда арктического флота составляют примерно четверть этого портфеля в количественном выражении и более 70% — в денежном. Около трети заказов на суда арктического флота размещены на иностранных верфях.
Характеризуя ситуацию, гендиректор "InfoLine-Аналитики" Михаил Бурмистров отметил, что в России большинство заказов размещены на семи крупнейших верфях. Он также указал на высокую концентрацию заказов на крупнотоннажные суда арктического класса (около 45%) на ССК "Звезда". Верфь сильно зависит от южнокорейских партнёров: танкеры и газовозы производят методом крупноблочной сборки, сегменты которых строятся в Южной Корее, говорит эксперт.
Судовая концентрация
По оценке Михаила Бурмистрова, одной из важных мер сегодня может стать создание центров компетенций. Например, по его мнению, целесообразной выглядит передача Балтзавода под контроль "Росатома". Сегодня производственные мощности верфи позволяют ей строить атомоходы проекта 22220 в срок, однако, чтобы взять новые заказы, ей нужна модернизация и строительство сухого дока.
Напомним: в августе 2022 года глава "Росатома" Алексей Лихачёв попросил президента Владимира Путина дать поручение проработать вопрос реализации проекта по строительству новой крупнотоннажной верфи в Кронштадте, на участке с внутренней стороны дамбы. Реализовать проект планируется совместно с ОСК. Как сообщалось, строить судостроительный завод на острове Котлин предполагается в три этапа, создав сначала некую распределённую модель верфи с крупноузловой сборкой. Ранее глава ОСК Алексей Рахманов не исключал, что Балтзавод вместе с "Росатомом" сможет производить блоки и насыщенные секции, а достраивать заказы будут уже в Кронштадте. Говорилось и о возможности перебазировать к 2040 году Балтзавод в Кронштадт целиком. Позднее издание Portnews со ссылкой на источники сообщило, что речь может идти о создании нового совместного предприятия ОСК и "Росатома" (49% и 51% соответственно), основой которого станет Балтзавод.
Отметим, что из–за санкций могут сдвинуться сроки сдачи и уже заложенных арктических судов. Так, дизельный ледокол мощностью 18 МВт проекта 21900М2, который для "Росморпорта" строит Выборгский судостроительный завод (ВСЗ, входит в ОСК), могут сдать в 2026 году вместо декабря 2024-го.
"Линейка ледокольная у нас планируется к пополнению не на 2024 год, а на 2026 год "плюс", — сказал на форуме заместитель гендиректора ФГУП "Росморпорт" Василий Стругов. По его словам, было решено перепроектировать судно. На нём заменят оборудование, в том числе поставят двигатели Д500 Коломенского завода (входит в "Трансмашхолдинг") и винторулевые колонки производства "Звёздочки". В новом проекте исключат комплектующие, поставить которые сегодня невозможно, при этом характеристики судна будут сохранены.
Добавим: власти планируют сделать СМП не только эффективным, но и экологически чистым. "Минприроды должно разработать критерии судоходства по СМП. Эти критерии должны быть очень жёсткими. Возможно, самыми жёсткими в мире, поскольку последствия разлива нефти в северных морях несопоставимы с Мексиканским заливом, например", — отметил Сергей Иванов, спецпредставитель президента по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта.
В целом же планы развития и освоения Арктики точнее всех, пожалуй, охарактеризовал главком ВМФ России Николай Евменов. "Арктика — это не медвежий угол империи. Арктика — это начало России, здесь начинается Россия. Это наше национальное достояние, и к Арктике надо относиться бережно. Мы в Арктике навсегда", — подчеркнул он, выступая на пленарном заседании.