Сразу четыре самых влиятельных мировых центробанка на этой неделе повысили свои базовые ставки на одинаковую величину — 0,5 процентного пункта, или 50 базисных пунктов (б. п.). Так они борются со всё ещё высокой инфляцией, жертвуя при этом ростом экономики, потребительской активностью, рабочими местами и так далее.
Первой в среду это сделала Федеральная резервная система (ФРС) США, подняв ставку по федеральным кредитным средствам до диапазона 4,25–4,5% годовых. В четверг один за другим аналогичный шаг повторили Швейцарский национальный банк, Банк Англии и Европейский центробанк. Их ставки после повышения всё ещё ниже, чем за океаном, но европейские регуляторы дружно выразили решимость продолжать жёсткую политику, пока рост потребительских цен не замедлится до целевых уровней (как правило, 2% годовых). Пока он в 4–5 раз выше.
В общей канве выступил вчера и норвежский ЦБ (Norges Bank). Правда, он повысил ключевую ставку всего на 25 б. п., до 2,75% годовых. Но скандинавский регулятор также отметил, что он, скорее всего, поднимет ставку снова, поскольку инфляция находится на уровне выше целевого показателя. Об этом же говорил на пресс–конференции в среду вечером глава ФРС Джером Пауэлл. Он заявил, что Федрезерв твёрдо намерен вернуть инфляцию к целевому уровню в 2% и будет придерживаться курса на ужесточение денежно–кредитной политики до тех пор, пока не достигнет цели.
Между тем аналитики Bank of America в начале текущей недели выпустили обзор, в котором заявили, что рецессия в Штатах, Великобритании и еврозоне в следующем году "представляется неизбежной".
Для России жёсткость заграничных регуляторов означает продолжение давления на цены экспортируемых сырьевых ресурсов. Они и так существенно подешевели с марта, когда ФРС начала цикл подъёма ставки с нулевого уровня. Только на инфляции в большинстве стран это пока заметно не отразилось.
Российский центробанк 16 декабря, по мнению почти всех экономистов, ключевую ставку не изменит. Она у нас и так достаточно высока, 7,5% годовых. Правда, инфляция ещё выше — 11,98% годовых по итогам ноября. Это больше, чем в любой из перечисленных стран и территорий. Российский регулятор резко вздёрнул свою ставку до 20% годовых в конце февраля, когда угроза высокой инфляции обострилась. Потом он полгода действовал в противофазе с мировыми центробанками, понижая ставку. Но теперь по всем признакам пришла пора взять паузу.