Совет Федерации одобрил закон о регулировании такси. Участники рынка опасаются, что теперь им придётся нести дополнительные расходы.
С 1 сентября 2023 года водители такси будут обязаны заключать официальный трудовой договор с перевозчиком либо работать как ИП или самозанятые. Разметка автомобилей будет иметь обязательные элементы: контрастная цветографическая схема и фонарь оранжевого цвета на крыше. Службам заказа придётся открывать региональные представительства, если в сутки в регионе работает более 4 тыс. машин. А агрегаторы будут нести ответственность вместе с водителем в случае нарушения правил или ДТП.
Исполнительный директор ассоциации "Национальный совет такси" Наталия Лозинская считает, что возможность работать самозанятым — это главное нововведение. Также чётко прописан механизм выдачи, приостановки и аннулирования разрешения на осуществление перевозок.
Однако в пресс–службе сервиса заказа такси "Максим" замечают, что главная проблема законопроекта как раз в том, что к самозанятым перевозчикам предъявляются те же обязательные требования, что и к таксопаркам. А это ежедневные медосмотры, страхование автогражданской ответственности по тарифу для такси, соблюдение установленной в субъекте РФ цветовой гаммы автомобилей, оформление путевого листа. Расходы могут превысить потенциальный доход. И тогда самозанятые опять будут вынуждены уходить в серую зону.
Рынок таксомоторных перевозок на 90% держится на водителях с личным авто. "При этом законом установлены правовые основания, позволяющие блокировать сайты и приложения агрегаторов за передачу заказов лицам без разрешения на деятельность такси", — говорят в сервисе.
Лозинская возражает. У неё вызывает сомнение лишь пункт об обязательном открытии представительств агрегаторов — перевозчикам это принесёт новые затраты. "Но в целом требования разумные. Из законопроекта убраны требования по оснащению тахографами и средствами контроля усталости водителя. Эти приборы дорогостоящие и в век цифровых технологий устаревшие", — утверждает она.
PR–директор People&People ("Ситимобил", "Таксовичкоф", "Грузовичкоф") Екатерина Зубенина тоже прогнозирует значительное увеличение расходов таксопарков. "Считаем, что не должно быть обязанности открывать филиалы по всей стране. Наш сервис является службой заказа такси, и по нашей бизнес–модели мы не открываем филиалы. Мы продолжаем региональную экспансию с помощью продажи франшизы и открытия совместных предприятий", — говорит она.
При географии работы сервиса "Максим" общая сумма дополнительных трат может составить до полумиллиарда рублей ежегодно. "Это те средства, которые мы не сможем вкладывать в программные разработки, технологии, оборудование, обучение. Это если не остановит, то очень замедлит развитие. Российские компании станут менее конкурентоспособными", — предупреждают в компании.