В условиях введения санкций в отношении России и ухода из страны западных компаний перед бизнесом встал вопрос поиска новых внешнеэкономических партнёров. Успешные кейсы пока единичны, но они есть.
Международная корпорация Unex занималась поставками промышленного оборудования из США и стран Европы. Россия была одним из ключевых рынков сбыта. В начале марта компания, как и другие игроки внешнеторгового рынка, переживала тяжёлый период. "Заводы в Германии одномоментно обнулили наши заказы, и хорошо, что в данной ситуации нашему партнёру позволили вывезти грузы через США, пока ещё вал санкций не накрыл Россию", — вспоминает вице-президент по развитию бизнеса в Европе и СНГ Алексей Улитенко.
Компании пришлось срочно перестраивать логистику, но потом вдруг начали появляться новые возможности. "В мае мы обнаружили интересную вещь — часть оборудования, заказанного для России, была реализована клиентам в Средней Азии. Затем этот тренд усилился, и сегодня на Среднюю Азию приходится примерно 50 % всех поставок", — говорит Улитенко.
Компании в массовом порядке ищут новые рынки сбыта в странах Азии, Африки и Южной Америки. Так, в Петербурге о переориентации на Азию и Ближний Восток заявил в октябре Императорский фарфоровый завод. "Вектор экспортного развития обращён на Индию, Южную Корею и страны Персидского залива", — отметили в пресс-службе Смольного.
Новую реальность уже видят в транспортных компаниях. "Наблюдается устойчивый рост грузопотоков в страны Ближнего Востока, Центральной и Юго-Восточной Азии: ОАЭ, Саудовскую Аравию, Турцию, Китай, Индию, Вьетнам, Южную Корею", — уточнил специалист по работе с ключевыми клиентами "ACEX Москва" Владимир Цынцарь.
“
"Безусловно, поставки переориентируются на другие регионы, — рассуждает генеральный директор SLS Agency, представитель ACEX в Петербурге Евгений Апасов. — Но назвать это ростом сложно, скорее это запуск новых логистических и внешнеторговых отношений. В основном это Азиатско-Тихоокеанский район, Индия, Китай, страны Центральной Азии и Ближнего Востока. Отдельно в этом ряду стоит Турция и среднеазиатские страны СНГ, отчасти ОАЭ, через которые происходит посредническая торговая деятельность с остальными, не столь дружественными регионами. Номенклатура грузов разнообразная, в подавляющем большинстве не подпадающая под различные типы рестрикций".
Не везде ждут
Не так просто российским компаниям оказалось выйти на китайский рынок. "Там нас никто не ждёт, — уверен председатель правления Ассоциации промышленников и предпринимателей Сергей Фёдоров. — Чтобы выйти в Китай, нужен местный представитель, который знает, как это сделать. По нашим оценкам, одно предприятие из семи сумеет переориентироваться с европейского на китайский рынок сбыта. Но те компании, которые сумели это сделать, оказались в прибыли, потому что в Китае безумный рынок — у них там практически сметается всё, что ни привезёшь, особенно товары европейского уровня".
По словам Сергея Фёдорова, выйти на китайский рынок сумели петербургские производители оборудования для ЖКХ, медицинских приборов, представители художественных ремёсел. Вице-президент Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты Екатерина Лебедева считает, что прошло мало времени. "Мы заметили тенденцию, которая продолжается у нашего бизнеса. Наши бизнесмены — носители некой европейской бизнес-культуры, когда устанавливают контакты, хотят очень быстро получить результат. Мы сегодня поговорили — завтра хотим контакт. В работе с китайскими партнёрами придётся достаточно долго устанавливать доверительные отношения. 200 млрд товарооборота — это те цели, которые поставили лидеры двух стран, — пока базируются на хороших политических контактах и взаимопонимании", — рассказала она.
"За 8 месяцев товарооборот России с Китаем вырос практически в полтора раза. Это касается не только сырья и оборудования, но и новых видов товаров начиная от аккумуляторов и запчастей из Китая. Из РФ туда стали направляться продукты питания, зерно", — сообщил президент ВШЭ в Санкт-Петербурге Александр Ходачек. Также пока существуют сложности с выходом на рынки таких стран, как Малайзия и Вьетнам, продолжает глава Ассоциации промышленников и предпринимателей. "Попытки некоторых наших компаний выйти туда с продажами оказались неуспешными из-за логистики: наши суда там не принимают, самолёты не летают, а автотранспорт туда не может дойти", — объясняет Сергей Фёдоров.
Открыть российским компаниям новые рынки помогают власти. "На данный момент ведутся переговоры о подписании соглашений о свободной торговле с рядом стран, например с Египтом, Индией, Турцией, ОАЭ, — рассказывает партнёр, руководитель группы услуг по таможенному регулированию и международной торговле компании Б1 Вильгельмина Шавшина. — На мой взгляд, подписание подобных соглашений будет способствовать развитию российского несырьевого экспорта по данным направлениям. Например, если сегодня некоторых экспортёров перед выходом на турецкий рынок могут остановить высокие импортные пошлины, установленные в Турции, то после подписания соглашения о свободной торговле многие из них решатся на экспорт своей продукции в данном направлении. Таким образом, в ближайшей перспективе будет заметна переориентация экспортёров со стран Европы и США на рынки иных юрисдикций, которые ранее практически не рассматривались российскими компаниями".
Лучше издалека
Помимо новых рынков сбыта нашей экономике требуются новые источники инвестиций. "Доли западных компаний, покидающих российский рынок, зачастую переходят в руки игроков из дружественных стран. Мы, например, в ГК "Терморос", хотя и сохранили отношения и все контракты с основными европейскими партнёрами, были вынуждены заменить некоторых других европейских партнёров на китайских и иранских", — заявил член генерального совета "Деловой России", президент группы компаний "Терморос" Ашот Даниелян. Однако новых, так называемых greenfield, проектов с участием иностранных инвестиций он не видит.
"В 2022 году на рынке инвестиций в недвижимость РФ основными драйверами спроса являются российские инвесторы — доля иностранного капитала по итогам трёх кварталов не превышает 2,5 %, что является минимальным показателем за всю историю наблюдений", — подтверждает региональный директор департамента консалтинга и аналитики NF Group Ольга Широкова. Впрочем, точечные сделки в Петербурге всё же фиксируются.
"Проблема заключается в том, что на фоне санкционных ограничений и продолжающейся эскалации конфликта на Украине иностранные компании своими головными офисами в Россию приходить не хотят и не придут. Это сопряжено и с репутационными рисками, и с финансовыми. Это может привести к бойкоту магазинов или услуг компаний, такие случаи уже не единожды были", — подчеркнул гендиректор INFOLine Иван Федяков.
Сергей Фёдоров уверен, что турецкие компании и банки всё же придут в Россию. Интересы высказывают те, кто связан со строительством, — они хотят и "Метрострою Северной столицы" помогать, и жилищное строительство вести.
При поддержке Тинькофф Бизнес