07:0404 января 202307:04
3263просмотров
07:0404 января 2023
Уходящий 2022 год автопромышленная отрасль Петербурга и Ленобласти завершает в раздрае. Завод Toyota начал процесс консервации, ещё три предприятия — Hyundai, Nissan и MAN/Scania — остаются в простое, а инвестиционные проекты по перезапуску бывших заводов Ford и GM отложены на неопределённый срок.
Последние 20 лет российский автопром интегрировался в глобальный рынок, международные автоконцерны один за другим открывали в России производства. Вслед за ними приходили поставщики, а автодилеры вкладывались в обучение персонала и строительство шоу-румов по международным стандартам. В 2022 году в одночасье всё это исчезло. Иностранные автобренды один за другим отказались от новых инвестиций и остановили конвейеры. В итоге автопром и в городе, и в области показал максимальное падение из всех обрабатывающих отраслей этих регионов.
Продемонстрировать глубину падения проще сухим языком статистики. На момент сдачи текста Петростат опубликовал данные только за 10 месяцев, но и они дают понимание текущей ситуации. Так, оборот автопромышленной отрасли в Санкт-Петербурге в январе–октябре 2022 года сократился на 69,5% до 137,1 млрд рублей (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), в Ленинградской области — на 49,6% до 8,2 млрд рублей. В денежном выражении отгрузка петербургских автозаводов составила 129,5 млрд рублей (–69,8% к аппг), в Ленобласти — 8,4 млрд (–49,3%). В целом же индекс промышленного производства автопромышленной отрасли в Санкт-Петербурге за этот период упал на 88,5%, в Ленобласти — на 62,3% (к аналогичному периоду 2021-го). Напомним, что в общей выручке промышленников вклад автопрома последние годы составлял около 20%.
Предвестники кризиса
Автопром ещё в 2020 году больше других отраслей промышленности пострадал от пандемии коронавируса, говорил тогда глава петербургского комитета по промышленной политике, инновациям и торговле (КППИТ) Кирилл Соловейчик.
С весны 2022 года, после начала российской спецоперации на Украине, иностранные автопроизводители начали останавливать конвейеры российских заводов. В Петербурге один за другим ушли на простой предприятия Hyundai, Nissan и Toyota, сославшись на проблемы с доставкой комплектующих. Вслед за ними аналогичное решение приняли поставщики автокомпонентов. Затем просочились слухи и об остановке новых инвестиционных проектов в автопромышленной отрасли.
На конец 2022 года известно, что российская производственная "дочка" Hyundai, компания "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус" (ХММР) отложила на неопределённый срок перезапуск бывшего завода General Motors в Шушарах. Само предприятие остаётся в простое, но ожидается, что в январе на нём начнётся сокращение персонала, хотя официального решения о полной консервации не принято. Как рассказывали источники "ДП", сотрудникам предлагают 12 окладов при увольнении по соглашению сторон. Ранее здесь выпускали модели Hyundai Solaris, Hyundai Creta, Kia Rio и Kia Rio X-Line. Остановлен конвейер и завода по выпуску двигателей "Хендэ Виа Рус".
С ноября началась консервация петербургского предприятия Toyota, выпускавшего модели Toyota Camry и Toyota RAV4. Условия увольнения компания не раскрывала. Как сообщалось, работникам завода выплатили минимум 12 окладов. "Скажем так, у нас появится на 2 тысячи миллионеров больше", — сказал "ДП" высокопоставленный источник в Смольном. Возможно, аналогичные процессы происходят и на заводе "Тойота Бошоку": во всяком случае, штаб-квартира Toyota Boshoku уже сообщила, что прекращает бизнес в России.
Отложен на неопределённый срок проект перезапуска бывшего завода Ford в Ленобласти, выкупленный компанией-поставщиком автокомпонентов Sungwoo Hitech Rus.
Сегодня в Смольном тему автопрома стараются не комментировать: там полагают, что это вопрос не столько экономический, сколько политический, связанный с экономическими санкциями иностранных государств в отношении нашей страны. Вместе с тем, участники рынка отмечают, что у ряда иностранных компаний позиция не окончательная: они не остались, но и не ушли окончательно.
В соседней Ленобласти по данным на начало декабря в простое находится 744 работника пяти предприятий автомобильной отрасли. Наиболее крупные работодатели: "Йура Корпорейшн Рус" в Кингисеппском районе (572 человека) и "Группа Антолин Санкт-Петербург" во Всеволожском районе (57 человек), сообщили "ДП" в комитете по труде и занятости населения региона. "Автопромышленная отрасль занимает в структуре областной промышленности менее 2%, поэтому существенного влияния на общую экономическую ситуацию не оказывает. Однако простой предприятий отрасли негативно влияет на экономику с точки зрения снижения доходов жителей области и налоговых отчислений в бюджеты", — прокомментировали в пресс-службе экономического блока правительства Ленобласти.
По оценке Минпромторга, продажи автомобилей в России в 2022 году снизятся на 55% (до 750 тыс. штук).
ТОП-10 компаний автопромышленной отрасли в Санкт-Петербурге по выручке, в млрд руб
Источник: "Контур.Фокус", по итогам 2021 года
ТОП-10 компаний автопромышленной отрасли в Ленинградской области по выручке, в млрд руб
Источник: "Контур.Фокус", по итогам 2021 года
Начало трансформации
За последние 15 лет автомобильный рынок переживает уже третью волну трансформации, напоминает автоэксперт Денис Гаврилов. "Первая волна была в 2010-х гг, когда в Россию пришли крупные иностранные бренды: европейские и американские, и создавали здесь производства. Во вторую волну, в условные 2010-е, некоторые бренды ушли, а их место начали занимать более сильные на тот момент корейские марки. Третья волна происходит сейчас: ушли большинство европейских, азиатских и американских брендов и на их место приходят китайские марки и развиваются российские", — говорит он.
Соотношение цены и качества — это системообразующие факторы на рынке. Когда "европейцы" и "американцы" начали проигрывать "корейцам" — они это поняли, как и то, что на нашем рынке им сложно развиваться, рассуждает Денис Гаврилов. "Хотя можно было и инвестировать, но это соотношение политического решения и экономического склонилось к уходу. Корейские бренды пока выжидают, но китайские уже занимают их долю. Доверие к ним растёт", — отмечает эксперт.
Уже известны планы по перезапуску петербургского завода Nissan, который раньше выпускал модели Nissan Qashqai, Nissan X-Trail, Nissan Murano. Осенью 2022 года все российские активы японского автоконцерна (включая это предприятие) перешли в собственность государства в лице ФГУП "НАМИ". Сообщалось, что сделка предполагает опцион на обратный выкуп активов в течение 6 лет.
Перезапуском завода займётся не чуждый Петербургу Максим Соколов. На данный момент он возглавляет "АвтоВАЗ", а в 2009 году, когда завод в городе только открылся, Максим Соколов возглавлял в Смольном комитет по инвестициям и стратегическим проектам и лично участвовал в привлечении большого пула инвесторов-автопроизводителей (включая также Toyota (2007) и General Motors (2008)).
Теперь экс-Nissan переориентируют на производство автомобилей Lada более дорогого сегмента седанов и кроссоверов, чем основная линейка. На старте предприятие будет выпускать три модели, сообщил журналистам Максим Соколов. Ожидается, что в 2023 году завод выпустит до 10 тыс. автомобилей. Идут также переговоры с несколькими китайскими производителями о партнёрстве. "Для нас крайне важной частью работы станет ускоренная локализация производства на базе петербургских поставщиков, а также развитие исследований и разработок в автопроме", — говорил глава КППИТ Кирилл Соловейчик. Других прогнозов по развитию автопрома власти города пока не дают.
Новых владельцев обрели и другие активы. Так, в декабре производитель грузовиков и автобусов MAN (входит в группу Traton немецкого автоконцерна Volkswagen) передал свои российские активы дилеру марки в Казани и Набережных Челнах. Как следовало из сообщения, речь идёт в том числе о петербургском ООО "Ман Трак энд Бас Рус". Его сборочная линия была остановлена с марта 2022 года.
В свою очередь, завод по производству шин Nokian Tyres, расположенный во Всеволожске, продан "Татнефти" за 400 млн евро. Это крупнейший шинный завод в России и самое современное шинное производство в Европе.
В правительстве Ленобласти отмечают, что местные производители автокомпонентов по-прежнему испытывают проблемы в производстве собственной продукции. "Из-за нарушений цепочек поставок имеются трудности в поставке импортных материалов для производства продукции. Тем не менее, ряд предприятий ищут варианты для поставок своей продукции на другие предприятия или переориентации производств на работающие автозаводы, — например Haval, — что говорит об их заинтересованности в дальнейшей работе в регионе", — резюмировали в пресс-службе губернатора и правительства региона.