Транспортную реформу в Петербурге предстоит донастроить

Автор фото: Тихонов Михаил

Пожалуй, ключевым событием Петербурга в сфере транспорта в 2022 году стала реализация транспортной реформы. Горожане о маршрутках ещё вспоминают, но власти заверяют, что все поставленные перед реформой задачи выполнены. Эксперты призывают задуматься о комплексном развитии отрасли.

История вопроса

К новой модели транспортного обслуживания (НМТО) или попросту к транспортной реформе в Смольном готовились с 2015 года, а говорили и то дольше. Опустим все сложности и перипетии, случившиеся у чиновников на этом долгом пути. В 2022 году всё же удалось достичь цели и запустить реформу. 1 апреля стартовал первый этап, а 14 июля стало последним днём официальной работы маршруток в Петербурге. С 15 июля все маршруты стали социальными, перевозчики начали работать по брутто-контрактам, получая от города плату за транспортную работу, а деньги за проезд от пассажиров стали поступать в бюджет.
В комитете по транспорту итоги реформы не подводят, делая акцент на том, что они были подведены ещё на стадии внедрения — 15 июля. "Все поставленные перед НМТО задачи выполнены. Система внедрена, полностью переработана и запущена новая маршрутная сеть", — говорят в Комтрансе.
Основные задачи, согласно официальной информации чиновников, были следующие: распространение льгот на весь общественный транспорт, действие пересадочного тарифа "60 минут" на всем наземном транспорте, соблюдение расписания движения, отображение транспорта в онлайн-сервисах, низкопольность и единый стиль. Всё это действительно было выполнено в этом году. Разве что с соблюдением расписания можно поспорить, но об этом позже.
Что особенно выделяют чиновники среди ощутимых результатов транспортной реформы, так это снижение количества ДТП по вине водителей городских пассажирских автобусов на 20%, а число пострадавших — на 12%. При этом, по словам главы Комтранса Валентина Енокаева, в центре города время приезда экстренных служб сократилось на 25%, а скорость общественного транспорта выросла на 20%.
"Надо отдать должное, несмотря на долгое ожидание, реализация этой реформы вышла на весьма неплохом уровне, даже с учётом ряда трудностей, связанных с поставкой автобусов, — отмечает главный редактор портала "Транспорт СПб" Владислав Булгаков. — Самое главное, чего добилась городская власть — это социальной справедливости на транспорте. До реформы на многих маршрутах ждать автобуса приходилось полчаса и более, в то время как дублирующие маршрутки ездили гораздо чаще. Теперь же время ожидания в большинстве районов города значительно сократилось, а с пересадочным тарифом появилось гораздо больше возможностей добраться на общественном транспорте быстрее".

Донастройка

Все отмечают, что благодаря реформе получилось обновить подвижной состав, улучшить экологию, обеспечить льготным категориям равный доступ к транспортным услугам, избавиться от маршруток, обеспечить высокий процент собираемости платы за проезд, главное — безналичным способом, снизить время ожидания автобуса. В Комтрансе заявляют, что единственная работа, которая ещё ведётся по НМТО — это работа по её усилению.
"Маршрутную систему не успели довести до приемлемого уровня, но сейчас происходит её донастройка — корректировка трасс и режимов обслуживания, — говорит член правления Ассоциации транспортных инженеров Андрей Горев. — Почему-то сосредоточились на автобусе, не уделили должного внимания развитию электротранспорта, хотя на многих автобусных маршрутах можно использовать троллейбус. И, самое странное — не подготовили инфраструктуру для быстрого и чёткого движения городского пассажирского транспорта, а скорость — это тот фактор, который во всех опросах пассажир ставит на первое место".
О том, что главный недостаток реформы — это минимальные мероприятия по организации приоритета движения общественного транспорта, говорит и Владислав Булгаков.
"В нашем городе недостаточное количество выделенных полос и средств их контроля. Очень надеюсь, что проект "Горэлектротранса" по реализации 15 скоростных трамвайных маршрутов заработает, но приоритет нужен и шинному транспорту, к тому же на смену маршруткам в основном пришли автобусы и троллейбусы. И, к сожалению, пассажиры автобусов и троллейбусов в большинстве случаев очень много теряют времени в пробках. Так что в этом направлении нужно работать и работать, желательно в ускоренном темпе", — считает Булгаков.

Что там по штрафам

Возвращаясь к соблюдению расписания движения, стоит отметить, что ГКУ "Организатор перевозок", подведомственное Комтрансу и выступающее заказчиком транспортной работы, ежеквартально выставляет штрафы перевозчикам за различные нарушения контрактов. На данный момент штрафы выставлены за второй и третий кварталы. Как отмечает транспортный активист Максим Устюжин, основное нарушение у всех перевозчиков — невыполнение рейсов. Поэтому к соблюдению расписания всё же остаются вопросы, которые в какой-то степени мог бы снять реальный приоритет движения общественному транспорту.
В процентном соотношении всё выглядит не так и страшно: за 2-й квартал в среднем невыполнение рейсов по вине перевозчиков составило 1,7%, за 3-й квартал — не более 1,39%. Статистику портит разве что компания "Такси" со своими средними 15,79% в третьем квартале. У остальной троицы всё намного лучше: у "Третьего парка" — 0,22%, у "Вест-Сервиса" (холдинг "Питеравто") — не более 0,95%, у "Домтрансавто" — 1,56%. Цифры не устрашающие, но, как отмечает Максим Устюжин, ни одному пассажиру не станет легче, если в этих малых процентах закрался именно его не пришедший автобус.
"На сегодняшний день в среднем по городу перевозчиками выполняется 98,5% от общего количества запланированных по расписанию рейсов. Этот показатель выше, чем было до перехода на контрактные условия (ранее этот показатель не превышал 96–97%). Таким образом, можно констатировать, что переход на контрактную систему позволил дисциплинировать перевозчиков, а транспортная работа стала выполняться лучше", — прокомментировали "ДП" ситуацию в "Организаторе перевозок", отметив в целом, что на сегодняшний день критических показателей нарушений со стороны перевозчиков нет.
К слову, за 2-й квартал 2022 года трём перевозчикам (четвёртый тогда ещё не работал) штрафов выставили почти на 24,7 млн рублей. За третий квартал, уже всем четверым, а также ГУП "Пассажиравтотранс" по контрактам на маршруты №№203 и 228 — на 39,6 млн рублей. Устюжин отмечает, что суммы штрафов составляют около 1% от максимальной возможной оплаты работы перевозчиков.

Комплексное развитие

Андрей Горев делает вывод, что транспортная реформа в Петербурге удалась, но ещё многое надо сделать, чтобы наземный городской транспорт у нас работал на современном уровне. Хотя бы как в Москве, где система организации движения пассажирского транспорта за последний год развилась чрезвычайно эффективно. На многих направлениях пассажиры добираются до места назначения более чем в 2 раза быстрее, чем на автомобиле.
Для этого необходимо заняться интегрированным развитием городского транспорта. Сейчас у нас каждый его вид развивается изолированно от остальных, считает эксперт.
"Это ведёт к тому, что переделывать надо не только инфраструктуру в сложившихся районах, но и в новых. Посмотрите на только что отстроенную "Северную Долину" на Парнасе — где выделенные полосы для автобусов, где рельсовый транспорт? Только станция метро на краю жилмассива. Не так давно на Градсовет вынесли на утверждение проекта Юнтолово — там то же самое. С 2010 года для этого района планировался трамвай — в проекте уже исчез, станция метро (где-то в далёком будущем) — на самом краешке, и узкие улицы. Если решили возить на автобусе — то каким образом? Где ТПУ (транспортно-пересадочный узел — Ред.) для пересадки на метро? Поэтому, скорее, основные минусы не в реформе, а в отсутствии системы планирования и комплексного развития транспортного обслуживания населения", — считает Андрей Горев.
Владислав Булгаков полагает, что к концу действия контрактов с перевозчиками город примет решение о более радикальной оптимизации маршрутной сети, в первую очередь, с опорой на метро, электрички и трамваи, а также пересадки. "Поэтому уже сейчас нужно добиваться, чтобы город начал работать над строительством удобных пересадочных узлов, чтобы пассажир не тратил лишнее время при транзите", — говорит эксперт.