Рынок торговых центров перестраивается из‑за ухода зарубежных арендаторов и ищет новые концепции для привлечения посетителей. Теперь ТРЦ делают ставку на развлечения, спорт и общепит.
На конец III квартала 2022 года средний уровень вакантности торговых площадей составил 13,9 % в Москве (+2,4 п. п.) и 7 % в Петербурге (+1,8 п. п.), отмечают в Nikoliers. Региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group (ex-Knight Frank Russia) Евгения Хакбердиева говорит, что в краткосрочной перспективе продолжится тенденция передачи бизнеса иностранными компаниями, приостановившими деятельность на территории страны. Российский бизнес имеет огромное значение для западных игроков, в связи с чем рассматриваются разные варианты перезапуска.
Руководитель департамента аренды и продажи коммерческой недвижимости федеральной компании "Этажи" Антон Лескин уточняет, что сегмент ретейла постепенно восстанавливается, катастрофы в спросе или пустующих площадях, которой все так боялись, не произошло. Петербург уже долгое время считается городом с высокой насыщенностью торговыми площадями, поэтому девелоперская активность здесь достаточно невысокая, а новые проекты появляются только в случае уникальной локации или в крупных жилых массивах.
Региональный директор департамента исследований Nikoliers Вероника Лежнева заметила, что Петербургу, как и Москве, есть что предложить с точки зрения качественных ТЦ. При этом объём скорректированного нового предложения, заявленного к вводу в 2022 году, сократился на 57 % в Москве и на 19 % в Петербурге и составил 177 794 м2 и 16 200 м2 соответственно. Данные значения по итогам года будут минимальными за последние 10 лет в обоих городах, не учитывая нулевой ввод в Петербурге в 2017 году.
Директор, руководитель направления аренды торговых помещений CORE.XP Надежда Цветкова подчёркивает, что рынок торговых центров Москвы развивается динамичнее, однако характер развития трансформировался — на смену крупным торговым объектам пришли районные ТЦ либо магазины в составе многофункциональных комплексов и ЖК. Столичный рынок характеризуется более высокой конкуренцией объектов одной группы (суперрегиональные моллы, окружные ТЦ, аутлеты и т. д.).
“
"Москву больше воспринимают как центр торговли с тенденцией к новизне, в том числе из-за социально-экономических различий по сравнению с другими регионами страны", — добавила Евгения Хакбердиева.
Существенной разницы между рынками Москвы и Петербурга не так много, считает руководитель отдела исследований и консалтинга, партнёр IPG.Estate Валерий Трушин. Из основного — доля lux-проектов, а также проектов в сегменте аутлетов в Москве выше по сравнению с Петербургом. В остальном торговые сегменты схожи: "И там и там можно выделить сегмент “прайм” — качественные проекты с современной концепцией и крепким тенант-миксом. Да, доля таких проектов в общем стоке торговой недвижимости в Москве выше, но и географический масштаб столицы в разы превышает петербургский".
Евгения Хакбердиева полагает, что в ближайшие годы вряд ли будет происходить массовое переформатирование объектов под другие функции. Но изменения в составе арендаторов ТЦ и обновление концепций будут происходить чаще, особенно в сегменте фуд-кортов. В целом владельцы ТЦ сфокусированы на замене ушедших иностранных игроков и ведут переговоры с представителями российского ретейла, а также брендами из Турции и стран СНГ.
Надежда Цветкова резюмирует, что и московский, и петербургский рынок является интересным с точки зрения развития брендов, однако для новых игроков рынок столицы остаётся более предпочтительным.
При поддержке Тинькофф Бизнес