Шеринговая экономика превращается в один из главных инструментов эффективного потребления в условиях кризиса. Не только для людей, но и для компаний.
Шеринговая экономика продолжает бурно развиваться. Главным фактором для этого эксперты называют стремление людей к осознанному потреблению, которое стало укрепляться ещё в начале пандемии. Как рассказал "ДП" управляющий партнёр коммуникационного агентства B&C Agency Иван Самойленко, популярность шеринга изначально была заметнее в крупных городах, а главными проводниками такой модели выступали молодые потребители. Но в 2022 году им заинтересовались и представители других возрастных категорий. На первый план вышли экономия, переоценка потребностей, пересмотр стратегии действий в условиях кризиса.
Офисная гибкость
Одно из подтверждений бурного развития шеринговой экономики в Петербурге — рост числа гибких офисных пространств. Всего в городе за 2022 год, по данным Nikoliers, было открыто девять классических коворкингов общей площадью 12 610 м² на 1620 рабочих мест. Прирост регионального рынка по объёму площадей коворкингов составил 26%, а по количеству рабочих мест — 20%. Всего в городе насчитывается 57 гибких офисных пространств суммарной площадью 60 760 м² на 9 715 рабочих мест.
Пока владельцы коворкингов работают на перспективу: текущий уровень спроса ещё не способен освоить весь объём предложения. После релокации IT–компаний и ухода с рынка международных игроков объём свободных и готовых офисов в разных районах Петербурга увеличился. Но интерес к новым форматам становится всё заметнее. "Организации, оптимизирующие свои площади в классических офисах, чаще становятся резидентами гибких офисов. Мы отмечаем спрос со стороны IT–компаний, компаний нефтегазовой и финансовой сфер, государственных и окологосударственных структур", — рассказала директор департамента офисной недвижимости NF Group в Петербурге (ex. Knight Frank St. Petersburg) Регина Волошенко.
Пока на рынке не наблюдается массового тренда на переезд компаний из классических офисов в коворкинги, указывает Виктория Горячева, замдиректора департамента услуг для арендаторов и офисной недвижимости Nikoliers. Хотя в прошлом году были крупные движения. В частности, компания "Газпромнефть автоматизация" и IT–подразделение Совкомбанка арендовали коворкинги крупной сети SOK. Тем не менее чаще всё же совершаются небольшие сделки по аренде 10–15 рабочих мест.
"У компаний появилась возможность арендовать не рабочие места, а квадратные метры, получив таким образом готовый офис с мебелью и разным оборудованием в хорошей локации и привычном формате. Полагаю, что в ближайшем времени это предложение найдёт своих интересантов", — делится Виктория Горячева. По данным Nikoliers, средние ставки по аренде рабочего места в коворкингах Петербурга по итогам ноября 2022 года достигли 10 950 рублей (нефиксированное рабочее место) и 14 470 рублей (фиксированное) в месяц.
По словам генерального директора УК PAGE (входит в ГК "БестЪ") Марии Сумароковой, принципы sharing–economy в недвижимости (апарт–отелях, коворкингах) не теряют актуальности среди пользователей. Корректироваться в зависимости от ситуации могут сроки договоров и частично портрет арендатора. "Тренд к использованию гибких офисных пространств остаётся. Для компаний актуальной становится возможность оперативно менять количество сотрудников в штате, сокращать или увеличивать количество рабочих мест соответственно. Совмещать в коворкинге аренду офиса для команды топ–менеджеров и размещение сотрудников в open–space, — говорит она. — Сейчас рынок претерпевает изменения. Одним из факторов дополнительной поддержки рынка коворкингов могло бы стать субсидирование рабочих мест".
Донашивать не стыдно
Не теряет популярности и шеринг одежды. Сочетание новых вещей с приобретёнными в секонд–хенде стало нормой в гардеробе современного человека. Как отмечает руководитель проектов фонда "Лепта" Дмитрий Карлин, продажи секонд–хендов растут во всём мире. Особенно это касается ресейла, где темпы роста оцениваются в 15–20% в год.
"Петербург не стоит в стороне, перемены происходят даже быстрее, чем мы предполагали. Пару лет назад покупатели зачастую стеснялись признаваться, что посещают наши магазины. Сегодня мы чаще стали видеть другую аудиторию. Модную, стильно одетую, экологически мотивированную. Ретейлу приходится подстраиваться под перемены. Подвалы, забитые одеждой, уходят в прошлое. Мы видим современный секонд–хенд как большой магазин с одеждой разных ценовых категорий. Комфортный, с дружелюбным сервисом, с наличием дополнительных услуг, таких как ресейл, ремонт одежды, услуги стилиста", — говорит Дмитрий Карлин.
По его мнению, в бизнес–модель секонд–хенда должны быть интегрированы благотворительность и переработка. Современный формат таких магазинов — это экопространство, где обеспечивается эффективный "круговорот" одежды и создаётся комфортная среда для адептов шеринг–экономики.
В 2022 году традиционные секонд–хенды с импортными поставками не имели возможности масштабироваться и стояли "на паузе" из–за санкций. Часть игроков ушла, некоторые сети сменили хозяев. Как отмечает Дмитрий Карлин, в настоящий момент происходит консолидация рынка в руках сильных игроков, сумевших обеспечить логистику.
Владелец комиссионного бутика Best Жанна Сильченко подтверждает, что тренд на покупку вещей, бывших в употреблении, давно перестал быть маркером бедности. На фоне стремительного ухудшения экологии и экономической ситуации произошла переоценка ценностей, всё больше людей переходят к философии осознанного потребления. По её словам, на с2с–рынке продолжается рост опережающими темпами. Влияет как уход с российского рынка международных брендов, так и параллельный импорт по высоким ценам. "Перепродажа дизайнерской одежды, обуви и аксессуаров растёт в 21 раз быстрее, чем рынок новой одежды. Главная причина — люди хотят купить вещь более высокого качества, но при этом не переплачивать", — поясняет эксперт.
Магазины и поставщики стали больше работать с российским сырьём, что повлекло изменения на рынке. "Также важно, что с рынка ушли такие компании, как H&M, Uniqlo, которые ранее собирали вторичное сырьё и показывали нам, как это делается в Европе и других странах. Теперь такой тренд формируем мы", — рассказала PR–директор сети благотворительных магазинов "Спасибо!" Ксения Чепига.
Хлеб для всех
Самая чувствительная тема — шеринг продуктов питания. Катализатором развития этого направления у торговых сетей стало стремление к минимизации отходов. В X5 Group в Петербурге пилотируют такой проект в нескольких супермаркетах "Перекрёсток". С начала октября из них было передано нуждающимся людям через "Банк еды “Русь”" порядка 900 кг хлеба.
В декабре в городе на Неве торговая сеть "Магнит" запустила фудшеринг в двух своих дарксторах. "Это направление сегодня остаётся частью социальной ответственности бизнеса. Чтобы его масштабировать, шеринг еды должен стать частью бизнес–процессов компаний. Однако этому препятствует налоговое законодательство, а также дефицит профильных НКО", — отмечают в компании.
По мнению Ивана Самойленко, в ближайшем будущем шеринг станет не просто модным явлением, но и одним из главных проявлений покупательского поведения. "Исследования показывают, что люди морально готовятся к длительному кризису. Поэтому, даже если в экономике начнётся рост, вряд ли они быстро прекратят экономить и искать варианты по совместному потреблению товаров. Для этого необходима уверенность в росте доходов и стабильности, а это пока никто спрогнозировать не может", — считает он.