Продовольственные ретейлеры увеличили в 2022 году темпы открытия магазинов. Развитие сетей продолжится и дальше из–за сокращения непродовольственной розницы.
По данным агентства INFOLine, объёмы ввода торговых площадей крупными FMCG–ретейлерами в 2022 году приблизятся к рекорду российского рынка. Больше магазинов (по суммарной площади) было введено только в 2021 году. Тогда крупные сети уже за первые три квартала года ввели в эксплуатацию почти 2 млн м² торговых площадей.
По мнению генерального директора INFOLine Ивана Федякова, всплеск открытий 2021 года произошёл из–за переноса планов в связи с пандемией коронавируса и ограничениями 2020 года. Общая площадь магазинов, введённых в эксплуатацию за три квартала 2022 года (а также за год целиком), пока что не подсчитана, но уже понятно, что она тоже будет впечатляющей.
После паузы
Также Иван Федяков отмечает, что всё это происходит на фоне продолжающегося процесса консолидации рынка. "Доля топ–10 крупнейших сетей увеличилась с 37 до почти 39%. На долю топ–100 крупнейших FMCG–сетей приходится уже более половины оборота от реализации продуктов питания в стране. Это очень высокий уровень консолидации отрасли. Такого не было в России никогда. Но во многих развитых странах он находится на том же уровне или даже выше. Кроме того, закрываются сети непродовольственного сегмента — их продажи уходят в онлайн либо компании уходят с рынка совсем. Это приводит к закрытию магазинов. На их месте открываются точки продовольственных торговых сетей, так как они всегда обеспечены спросом. Можно рассчитывать на то, что продукты будут продаваться в любом случае, непродовольственный ассортимент реализуется гораздо сложнее", — говорит он.
В исследовании INFOLine ситуация описывается следующим образом: "По итогам года и у “Магнита”, и у Х5 Group число открытий новых торговых объектов превысит тысячу. “Светофор”, несмотря на то что несколько замедлил темпы роста, продолжил наращивать свои операционные показатели и вошёл в первую тройку. Объединённые сети “Красное&Белое” и “Бристоль” только за 9 месяцев 2022 года в совокупности открыли 2929 алкомаркетов по всей стране".
Руководитель департамента коммерческой недвижимости компании KNRU Полина Фиофилова вспоминает, что в начале 2022 года многие FMCG–ретейлеры в Петербурге взяли паузу, чтобы посмотреть, как будут развиваться события. Но потом началась настоящая гонка между сетями шаговой доступности, супермаркетами и объектами большего формата.
Эта конкуренция довела до того, что некоторые сети стали арендовать даже помещения в паркингах жилых домов. Кроме того, в Петербурге появилось много мест, где в непосредственной близости находятся объекты сразу нескольких крупных сетей: "Магнита", "Пятёрочки", "Дикси", "Мини Ленты", "Семишагофф". При этом условия аренды у сетей почти одинаковы: процент с товарооборота от 4 до 7%, плюс фиксированная ставка.
Тесно на рынке
Тем временем на рынке Петербурга не только усиливают конкуренцию известные компании, но и появляются новые. "Например, мы работаем с компанией “Щедрый”. Эта сеть будет занимать места, которые освобождаются от ушедших компаний. Ретейлеры сейчас очень активны. И даже “Пятёрочка”, которая ограничена квотой, делает всё, чтобы занимать наиболее интересные места. Хорошо развиваются дрогери–ретейлеры. На рынке Петербурга активно открываются торговые точки “Магнит Косметик”, “Улыбки Радуги”, “Подружки”. Кроме того, эти сети стали заезжать не только в стрит–ретейл, но и в торговые комплексы", — замечает Полина Фиофилова.
Независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаил Лачугин считает, что всё дело в инерции. Ведь многие проекты были запланированы ещё в 2021 году. Кроме того, в 2022 году происходили и вынужденные открытия новых точек, когда, например, "Перекрёсток" выходил на площади бывшей Prisma. "Но я бы не назвал год рекордным с точки зрения открытия новых магазинов в Петербурге", — говорит эксперт.
Лачугин замечает, что особенно активно появляются новые магазины в основном в эконом– и дискаунт–сегменте. Растёт сеть "Магнит", запускает новые точки "Верный", но наиболее успешно дела складываются у сети "Семишагофф".
Не обошлось и без закрытий. Сеть "Лэнд", как и прогнозировалось, в этом году окончательно прекратила фактическое существование: на данный момент все её магазины закрыты. EuroSpar отказался от экспансии в Петербурге, закрыв два магазина, но готовится открыть объект на Савушкина. Неясны перспективы на берегах Невы екатеринбургского проекта "Жизньмарт". По мнению Лачугина, им сложно будет конкурировать с куда более опытным "ВкусВиллом", особенно на падающем рынке.
Будущее за дисконтом
Эксперты ожидают, что в целом в этом году ретейлеры не будут сбавлять темпов развития в регионе. Например, в сети "Магнит" ранее "ДП" рассказали, что в 2023 году в СЗФО планируется открытие более 160 торговых точек.
Партнёр ONE STORY Ольга Сумишевская напоминает, что многие иностранные компании ушли с российского рынка. Другие сократили своё присутствие. В связи с этими факторами освобождаются помещения на удобных местах, с высоким трафиком, за которые идёт борьба среди FMCG–ретейлеров. Несмотря на бурное развитие онлайн–торговли, офлайн–магазины остаются главным форматом для привлечения аудитории. Михаил Лачугин замечает, что в этом году в ретейле продолжится работа по оптимизации ассортимента и переориентации на новых поставщиков по отдельным категориям. Хотя в премиальном сегменте европейские бренды сохраняются и, скорее всего, будут представлены и дальше.
"Я думаю, что продолжится активное развитие экономсегмента и дискаунтеров. Сложнее будет премиальной рознице. Если сети сохранятся хотя бы в том количестве магазинов, которые есть, это уже будет хорошо для рынка. В этом сегменте вряд ли будут появляться какие–то новые проекты", — считает эксперт.