В 2023 году меняется ряд правил работы в системе госзакупок: новые требования относятся к оформлению заявок, порядку проведения электронных торгов и т. д. Также уточняется область применения некоторых мер и появляются новые возможности для участников закупки. "ДП" собрал главные нововведения в этой сфере.
Значительные изменения в системе закупок были реализованы в 2021–2022 годах, указывает старший юрист Versus.legal Альберт Трофимов. "В наступившему году ожидается детальная и точечная настройка. Общий тренд 2022 года перетекает в 2023–й — оптимизация закупочных процедур в условиях кризисных явлений в экономике и электронизации закупок. В связи с этим вносимые точечные изменения в целом направлены скорее на упрощение, послабление", — рассказал Трофимов.
Существенные изменения условий контрактов
В этом году ключевой вектор изменений связан прежде всего с экономической ситуацией в стране из–за проведения специальной военной операции, санкционных ограничений и введения особых экономических мер, рассказывает партнёр коллегии адвокатов Pen & Paper Сергей Учитель.
"Выделяют две самостоятельные группы участников закупочных процедур: российские юридические и физические лица и лица из иностранных юрисдикций, в том числе офшорных из дружественных и недружественных стран. Для последней категории установлены особые дополнительные требования и ограничения", — пояснил Учитель.
По его словам, одним из таких изменений стало допущение по соглашению сторон изменения существенных условий контракта, заключённого до 1 января 2024 года, если при исполнении такого контракта возникли не зависящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.
Речь идёт о контрактах на поставку лекарственных препаратов, медицинских изделий и расходных материалов для них — если по предложению заказчика их количество увеличивается или уменьшается не более чем на 30%.
Изменение условий также допускается в контрактах на проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и снос здания — если возникли не зависящие от сторон контракта обстоятельства, из–за которых невозможно исполнить контракт.
Этими пунктами перечень нововведений не ограничивается.
Следует указывать долю используемого вторсырья
Постановлением правительства от 8 июля 2022 года вводится требование указывать долю вторсырья, которое было использовано при производстве определённых товаров. Речь идёт о туалетной бумаге, бумажных полотенцах, носовых платках, бумажных скатертях и салфетках разного назначения.
Под новые требования попадают также покрытия из переработанных материалов, тротуарная плитка, бордюры, ограждения. Указывать долю вторсырья следует при производстве резиновой плитки, покрытий из резиновой крошки, мягкой кровли или иных гидроизоляционных материалов.
В перечень также вошли контейнеры и урны для мусора, органические удобрения, почвогрунт и грунт, пригодный для технических целей.
Новые правила включены в список экологических требований, которые нужно указывать при описании объектов закупки для государственных и муниципальных нужд.
У своих закупать нельзя
Федеральный закон от 11 июня 2022 года уточняет, что должностные лица заказчика не могут выступать участниками закупки или быть связанными с юрлицами, участвующими в закупке.
Также под действие закона подпадают ситуации, когда близкий родственник должностного лица заказчика является участником закупки как физлицо или входит в исполнительный орган участника — юридического лица, или владеет более чем 10% акций участника закупки.
Новые возможности для электронных конкурсов
С 1 января 2023 года появилась возможность проводить электронные конкурсы на право заключить контракт. Её ввели федеральным законом от 16 апреля 2022 года.
Изменение заключается в том, что во время подачи предложений цена может "уйти в минус", в таком случае предложения участников будут рассматриваться как размер платы за право заключить контракт с заказчиком.
Упрощение малых закупок
Теперь электронную малую закупку признают состоявшейся, если есть хотя бы одна подходящая заявка. Такое изменение ввели федеральным законом от 28 июня 2022 года.
Единственной отобранной заявке автоматически присваивают первый номер, а с подавшим её участником заключают контракт.
Ранее электронная малая закупка считалась несостоявшейся, если на неё поступило менее двух подходящих заявок.
Запуск агрегатора предварительных предложений
С 2023 года начинает работу агрегатор предварительных предложений. Однако он будет работать не для всех категорий закупок, а только для электронных малых закупок. Изменение приняли федеральным законом от 27 декабря 2019 года.
Теперь при подготовке извещения заказчики смогут в режиме реального времени видеть предложения поставщиков по соответствующему коду каталога товаров, работ и услуг (КТРУ). В госзакупках его применяют в процессе создания форм обоснования закупки и планов–графиков. Код также используют при оформлении приглашений на участие в закупке, контрактов и отчётов по ним. Он необходим для идентификации объекта закупки и его описания.
Новое правило для федеральных заказчиков
С этого года федеральные заказчики указывают сумму требований об уплате штрафных санкций в сведениях об исполнении контракта. Изменения вводятся постановлением правительства.
Правило действует, если в контракте есть условие об удержании суммы штрафных санкций из оплаты по контракту.
Борьба с демпингом
Согласно поправкам федерального закона теперь, если участник закупки не подтвердит свою добросовестность или информация, которую он предоставит, окажется недостоверной, заказчик сможет признать его уклонившимся от заключения контракта.
Изменение входит в регулирование антидемпинговых мер. Они необходимы для защиты заказчика — чтобы у него были гарантии выполнения работ исполнителем.
В законе о "контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" прописано, что если участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на 25% ниже начальной цены контракта и при этом сама цена больше 15 млн рублей, то контракт заключается только после предоставления этим участником гарантий исполнения контракта.
Размер гарантий должен в 1,5 раза превышать размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса, если предусмотрена такая возможность.
"Данные изменения не носят существенного характера для участников закупок, но свидетельствуют о налаживании инструментов контрактной системы российским законодателем", — отмечает старший юрист Versus.legal Альберт Трофимов.