Антироссийские санкции не привели к краху экономики РФ, но стали причиной её трансформации в условиях замещения импортных брендов.
Такие выводы в своём материале озвучивает Bloomberg, сравнивая текущую ситуацию в России с периодом 90-х годов.
"Многие комментаторы сравнивают нынешнюю экономическую изоляцию России с изоляцией в советскую эпоху. Тем не менее это больше напоминает 1990-е годы, когда крах коммунизма оставил зияющие дыры в цепочках поставок, вынуждая потребителей и предпринимателей находить творческие способы их заполнения", — отмечает агентство.
СМИ обращает внимание, что после ухода зарубежных компаний российские предприниматели создают успешные аналоги. Так, Krispy Kreme превратился в Krunchy Dream, Starbucks — в Stars Coffee, а Pizza Hut — в Pizza H.
Кроме того, российские бизнесмены осваивают новые логистические маршруты из стран, продолжающих торговые отношения с Россией. А часть продукции поставляется на рынок благодаря параллельному импорту.
В то же время Bloomberg отмечает, что санкции всё же имеют болезненный эффект, поскольку "барьеры для торговли и потоков капитала душат конкуренцию и повышают неэффективность". По оценкам агентства, в 2022 году российская экономика сократилась на 2,7%, а в 2023-м она потеряет ещё 2,5%.
Как писал ранее "ДП", в прошлом году на российский рынок ретейла вышли только 11 международных брендов. Согласно данным NF Group, эти показатели на 27% ниже уровня предыдущего года.
Евросоюз после начала боевых действий на Украине ввёл уже девять пакетов санкций против России. Последний на данный момент раунд ограничений был утверждён в середине декабря 2022 года.