Инвестиционный портрет региона — новый проект "Делового Петербурга", посвящённый экономическому потенциалу субъектов СЗФО. Крупнейшее деловое издание Северо-Запада России планирует проанализировать условия, предоставляемые инвесторам, возможности промышленности, достижения в импортозамещении в том или ином регионе. Проект выходит в электронной версии по ссылке dp-szfo.ru и в виде печатного приложения "ДП".
Начинаем с Новгородской области. Было время, когда путь между её городами стоило измерять не только в километрах и часах, но и в количестве запасных колёс, необходимых для поездки.
Что всё поменялось с тех пор — подтверждают сами новгородцы. На выборах 2022 года губернатор Андрей Никитин, единственный в стране среди избиравшихся на второй срок, улучшил свой результат — и по явке, и по голосам.
Восприятие территории изменилось и у самого губернатора. Если 5 лет назад главным преимуществом области Никитин называл географическое положение, сегодня первый номер в его списке — качество образования.
Системной причиной перемен стало то, что в Новгороде научились использовать особенности, которые раньше считались недостатками. Например, компактный управленческий аппарат, обусловленный небольшой численностью населения, позволил добиться хорошей координации и качественного прохождения сигнала по инстанциям.
Как это работает, можно наблюдать на примере сферы кинопроизводства. Уличные съёмки, на которые, скажем, в Петербурге вы будете мучительно получать разрешение, в Новгородской области организуются совершенно иначе. Специально закреплённый за киногруппой чиновник обеспечит все согласования на любом уровне. В итоге количество фильмов и сериалов, которые снимаются в "новгородских декорациях", увеличилось за последние годы в разы, а вклад кинокомпаний в экономику (кейтеринг, проживание, организация массовки) постоянно растёт.
Тот же принцип реализован и в работе с инвесторами. Система "одного окна" Агентства развития Новгородской области решает вопросы в диапазоне от получения разрешений и подбора площадок до консультирования по мерам господдержки и поиску источников финансирования. И для этого достаточно всего одного звонка или нескольких кликов мышкой.
Брать своё за счёт креативности и уровня сервиса — правильный путь для любой территории, где нет возможности просто залить проблему деньгами. На ПМЭФ-22 стенд Новгородской области вошёл в топ по упоминаемости в СМИ и у блогеров наряду с "Газпром нефтью" и "Уралкалием". При несравнимых с ними затратах. Вместо светодиодных панелей и интерактивных развлечений новгородцы привезли на форум живую сову, которая охотно позировала с посетителями под лозунгом "Земля умных людей". Очень нескромно, но вполне доказательно.
Каков он, инвестпортрет Новгородской области, узнать можно здесь.
Отметим, что в рамках нового проекта будет представлено социально-экономическое исследование "Регион. Объективно", выполненное совместно с "Центром исследования структурной политики" НИУ ВШЭ. Его особенность состоит в принципиальном отказе от данных официальной статистики или опросных методик, к которым всегда много претензий. Проект опирается на объективные данные и позволяет сравнить динамику ситуации с регионами-бенчмарками. Со временем, по мере накопления статистики, он перерастёт в полноценный рейтинг. Результаты исследования статистики по Новгородской области доступны по ссылке.