По итогам 2022 года объём производства мороженого в России сократился на 10,8%. При этом полки торговых сетей всё чаще стали занимать региональные бренды.
Совокупный объём отечественного производства мороженого в прошедшем году, по прогнозам Союза мороженщиков России и "Лаборатории трендов", составит около 470 тыс. тонн. Это на 10,8% меньше, чем в 2021 году, когда российские предприятия произвели 527,2 тыс. тонн, что стало рекордом для рынка за всю историю наблюдений с 2010 года.
Генеральный директор "Лаборатории трендов" Елена Пономарёва объясняет, что в 2022 году объёмы производства сократились из–за нестабильной ситуации в стране. Доходы населения падают, а цены на мороженое продолжают расти. Кроме того, в целом по стране было не такое уж жаркое лето — а это очень важный драйвер для роста производства.
Часть компаний ушли с рынка или приостановили работу. В первую очередь — все, кто был связан с импортом или с зарубежными производителями. Наиболее сильно это отразилось на высоком ценовом сегменте. Из–за падения доходов населения многие производители сейчас задумываются о том, чтобы любыми путями снижать цены. А это может негативно повлиять на качество конечной продукции.
Генеральный директор Petrova 5 Consulting Марина Петрова отмечает, что в связи со сложностями политико–экономической ситуации произошёл значительный рост себестоимости производства мороженого (+30–40%). Цены росли по всему спектру ингредиентов — от сухого молока (+4% к началу года) и сливочного масла (+9%) до сырого молока (12%), сливок (+26%), сахара (+3%). Сильно подорожали или оказались вовсе недоступны некоторые специфические добавки, в том числе зарубежного происхождения. Часть из них производителям пришлось оперативно заменять.
"А объявившие об уходе с российского рынка зарубежные компании ушли, но остались. Они провели ренейминг выпускаемой продукции, оставив узнаваемый дизайн упаковки. Потребителю по–прежнему доступна покупка этих товаров в рознице под новыми брендами: сэндвич Maxibon теперь называется “Maxiduo Страчателла”, Extreme — Sunréme, а Mövenpick — Monterra", — отмечает эксперт.
Потребители при этом, вероятно, не заметили изменений на полке, так как в прошлом году в торговых сетях Петербурга стало появляться мороженое от производителей из различных регионов страны — Чебоксар, Новосибирска, Красноярска, Карелии и др. Независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаил Лачугин сообщает, что и в этом году на рынок Петербурга готовятся выйти региональные марки.
Бренды, которые лишь номинально относятся к Петербургу ("Петрохолод", "Хладокомбинат № 1"), в прошлом году немного сокращали ассортимент в пользу более дешёвых товаров.
"Интересно: из–за того, что потребители стали меньше покупать молочных десертов, которые в какой–то момент оказались сильно дороже, многие перешли на мороженое. Из–за этого сокращение ассортимента в категории было не таким сильным, как прогнозировалось изначально", — добавляет Лачугин.
Марина Петрова рассказала, что, поскольку производители мороженого заранее готовятся к летнему сезону, они не в полной мере смогли ощутить на себе очередной пакет санкций, который включал ограничения по упаковочным материалам. Но сегодня перед мороженщиками серьёзно встаёт вопрос модернизации производства, ремонта и сервисного обслуживания оборудования, а также наличия запчастей и комплектующих.
Елена Пономарёва отмечает, что сделать всё производство полностью независимым от импорта нельзя. Поэтому, скорее всего, розничные цены будут расти и в этом году. А основным в продажах станет более бюджетный сегмент продукции.