Впечатлившись успехом фильма, петербургские предприниматели заинтересовались покупкой прав на использование образа популярного персонажа.
Кинолента "Чебурашка" бьёт новые и новые рекорды. Как сообщается в отчёте Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС), за 3 недели 2023 года семейный фильм смог получить в российском прокате более 5 млрд рублей. Это рекорд для отечественной картины. Всего фильм посмотрели свыше 16 млн человек. На волне этого успеха начал расти спрос на книги Эдуарда Успенского, а "Союзмультфильм" рассказал об активной покупке лицензий на использование образа героя от производителей одежды, продуктов питания, косметики и игрушек. "ДП" выяснил, как этот тренд проявился в Петербурге.
В поисках синергии
Ещё в августе 2019 года "Союзмультфильм" получил исключительные права на образ Чебурашки. Тогда киностудия договорилась с семьёй писателя Эдуарда Успенского о передаче прав на использование персонажа. Договорённости предполагают пожизненные отчисления наследникам Успенского.
Как отмечает руководитель лицензионного отдела киностудии "Союзмультфильм" Юлия Голова, взрывной успех фильма "Чебурашка", который вышел на экраны 1 января 2023 года, вызвал всплеск интереса к образу легендарного героя как со стороны пользователей сети, так и со стороны производителей различных товаров.
"По нашим данным, в поисковых сервисах вдвое выросло количество запросов со словом “чебурашка”, а на платформе Youtube за последние 3 месяца на 4 млн увеличилось количество просмотров новогоднего короткометражного мультфильма “Чебурашка. Секрет праздника” (2020 год), достигнув суммарно 34 млн", — прокомментировала Юлия Голова.
Параллельно с этим киностудия обрабатывает массу запросов от производителей товаров и услуг, которые срочно хотят приобрести лицензию на использование образа популярного персонажа.
"Ведутся переговоры с торговыми сетями по кросс–промо и акциям лояльности. Также есть интерес в категориях “одежда”, “продукты питания”, “косметика”, “игрушки”. При этом компании из числа тех, кто сомневался в подписании договоров в прошлом году, сейчас стараются срочно заключить сделки. Студии Yellow, Black&White и “Союзмультфильм” планируют дальнейшее развитие бренда “Чебурашка”. На данный момент мы рассматриваем свыше 200 предложений от различных компаний", — добавляет руководитель лицензионного отдела "Союзмультфильма".
Среди желающих получить лицензии есть и компании из Санкт–Петербурга: это производители игрушек, канцелярии, продуктов питания. Однако конкретные названия в киностудии пока не разглашают, поскольку процесс переговоров ещё не закончен. Ведь лицензии на персонажа выдают далеко не всем желающим: у киностудии есть свои критерии отбора. Как подчеркнули представители "Союзмультфильма", любая интеграция должна быть релевантна и гармонична.
"Синергическая работа анимационного образа и продукта — цель каждой коллаборации, каждого проекта, и мы в этом смысле готовы индивидуально работать с каждым производителем в сотворчестве. Не для каждого производителя может подходить конкретный визуальный образ — он может просто не работать для целевой аудитории продукта. Поэтому любой коллаборации предшествуют детальный анализ и переговоры. В основном приоритет отдаётся крупным производителям в своих товарных категориях. Однако мы готовы поработать и с небольшой нишевой компанией, если нам действительно интересен проект и он будет, например, иметь широкий медийный охват", — рассказала "ДП" Юлия Голова.
В книжных без дефицита
Как рассказали "ДП" в Санкт–Петербургском Доме книги, произведения Эдуарда Успенского после выхода фильма действительно стали покупать чаще.
"Какого–то бешеного ажиотажа нет, в очередь за ними не выстраиваются. На волне интереса к “Чебурашке” мы сделали специальную выкладку с книгами, надеясь привлечь покупательский интерес. Будем и дальше отслеживать тенденцию и спрос. Но, если посмотреть по отчётам, всё–таки спрос вырос. За январь было продано 25 книг. В декабре же свой новый дом обрели лишь три книжки о Чебурашке", — сообщили в PR–отделе Дома книги.
По словам представителей Дома книги, в магазине книг более чем хватает, дефицита товара нет. В интернет–магазине произведения тоже в наличии, но из 16 позиций разных изданий про Крокодила Гену и Чебурашку можно купить только девять: остальные распроданы.
В "Подписных изданиях" не отслеживали влияние киноновинки на продажи книг. Однако в онлайн–магазине тоже доступны не все экземпляры книг про Чебурашку. Из семи разных изданий книг Эдуарда Успенского приобрести можно только три.
В сети книжных магазинов "Буквоед" подчеркнули, что стабильный спрос на книги Эдуарда Успенского был всегда.
"Успенский — легендарный писатель, произведения которого есть на полке у большинства российских детей. Каждый год его книги становятся беспроигрышным вариантом для подарка под ёлку. Покупатели “Буквоеда” в 2021 и 2022 годах из произведений Эдуарда Успенского чаще всего выбирали “Дядя Фёдор, пёс и кот”, на втором месте — “Крокодил Гена и его друзья”", — рассказали "ДП" в пресс–службе сети.
Выход нового фильма о Чебурашке "Буквоед" поддержал специальными выкладками книг в магазинах. Сейчас в компании ждут выхода новеллизации "Чебурашки" от издательства АСТ. На сайте уже доступен предзаказ новой истории, созданной по мотивам вышедшего фильма. Из 50 разных изданий книг Успенского о Чебурашке в "Буквоеде" можно купить 32.
Пираты не дремлют
Тем временем на маркетплейсах Wildberries и Ozon уже стала появляться контрафактная продукция с символикой Чебурашки. Как пишет РБК, в интернет–магазинах резко увеличилось количество предложений о продаже игрушек в образе Чебурашки. "Союзмультфильм" потребовал от маркетплейсов убрать из каталогов контрафактную продукцию, так как авторские права на персонажа принадлежат киностудии.
По словам представителей "Союзмультфильма", статус классических персонажей, являющихся частью культурного наследия, должен оставаться на высоком уровне, а любое использование образов должно происходить в рамках действующего законодательства.
Представители маркетплейсов Wildberries и Ozon не смогли оперативно прокомментировать ситуацию.