На этой неделе Американская Киноакадемия назвала претендентов на "Оскар–2023": имена его счастливых обладателей мир узнает 12 марта.
Безоговорочным лидером по числу номинаций стала отвязная экшен–комедия "Всё везде и сразу" Дэна Квана и Дэниела Шайнерта (кадр из фильма на фото): лента выдвинута в 11 категориях. Следом выстроились "Банши Инишерина" Мартина Макдоны и "На Западном фронте без перемен" Эдварда Бергера (по девять номинаций у каждого), "Элвис" База Лурмана представлен в восьми категориях, "Фабельманы" Стивена Спилберга — в семи, "Тар" Тодда Филдса — в шести, у триумфатора прошлогодних Канн — ехидной, хоть и прямолинейной сатиры "Треугольник печали" Рубена Эстлунда — три номинации, но зато самые важные. "Блондинка" Эндрю Доминика, вызвавшая бурную реакцию в момент выхода, а накануне "награждённая" восемью номинациями на антипремию "Золотая малина", на "Оскар" тоже выдвинута: в категории "Лучшая женская роль" Ана де Армас будет соревноваться с Кейт Бланшетт, Мишель Йео, Андреа Райзборо и Мишель Уильямс.
Белые начинают и выигрывают
Последние несколько лет киноакадемики старались соответствовать изменениям, происходившим за пределами театра Dolby, где обычно проходит церемония вручения премии. В числе номинантов и победителей оказывались те категории, которые прежде и мечтать не могли даже просто подержать заветную статуэтку в руках.
Так, в прошлом году обладательницей "Оскара" впервые стала актриса с латиноамериканскими корнями и представительница квир–сообщества Ариана ДеБос ("Вестсайдская история"), а в категории "Лучшая мужская роль второго плана" победил Трой Коцур ("CODA: ребенок глухих родителей") — первый слабослышащий актёр, удостоенный этой награды. В 2021–м Хлоя Чжао стала второй женщиной–режиссёром (за всю историю киноакадемии!), выигравшей "Оскар" в престижнейшей номинации. А в 2020–м казалось, что и вовсе случился прорыв: южнокорейские "Паразиты" реализовали пять номинаций из шести возможных. В том числе самые значимые — "Лучший фильм", "Лучший режиссёр" и "Лучший сценарий".
Однако в этом году список номинированных выглядит так, будто время откатилось назад на сколько–то лет. В режиссёрской номинации нет ни одной женщины, хотя фильм Сары Полли "Женщины говорят" всё–таки отметили в паре номинаций, но жест этот выглядит скорее унизительным, чем поддерживающим и конструктивным. Нет в этой категории и ни одного темнокожего постановщика. Немного здесь спасает положение Дэн Кван — сорежиссёр "Всё везде и сразу".
В итоге за декларируемое разнообразие будут отдуваться преимущественно актрисы и актёры — Мишель Йео, Стефани Ксю и Ке Хью Кван ("Всё везде и сразу"), Хонг Чау ("Кит"), Анжела Бассет ("Чёрная пантера: Ваканда навсегда") и Брайан Тайри Генри ("Мост через озеро"). Йео к тому же оказалась ещё и первой в истории киноакадемии актрисой азиатского происхождения, выдвинутой в номинации "Лучшая женская роль".
В самых же значимых категориях преимущество на стороне белых мужчин, и не исключено, что это сигнал о развороте на 180 градусов — в консервативную сторону.
В поисках себя
Если попытаться определить магистральную тему номинированных кинокартин, то это, скорее всего, будет тема поиска и, в одних случаях, принятия себя и жизни такими, какие они есть, в других — обретения нового себя, в третьих — окончательную утрату.
Эвелин, которую лихо и азартно играет Мишель Йео, неожиданно узнаёт от мужа, что она — это не совсем она, а лишь одна из версий самой себя. Но есть и другие Эвелин, ставшие успешными, знаменитыми, состоятельными. Миру же тем временем начинает грозить неминуемая катастрофа, и, конечно же, только героиня Йео способна помочь. Но для этого необходимо обрести новый опыт — тот, которым обладают параллельные вариации Эвелин. И она отправляется в путешествие по мультивселенной, по дороге переживая трансформации внешние и внутренние, и в конце концов приходит к тому, что реальность следует принять в существующем состоянии, а не истово ей сопротивляться.
В "Банши Инишерина" и "На Западном фронте без перемен", многократно обласканных критиками и уже получивших внушительную порцию наград, реальность обрушивается на героев внезапно и со всей имеющейся мощью. Пастух Подрик (Колин Фаррелл) неожиданно теряет единственного друга. Скрипач Калм (Брендан Глиссон) решает, что жизнь слишком быстротечна, поэтому не стоит ею разбрасываться, и сообщает Подрику, что их общение прекращается. Для простого парня известие звучит дико, непонятно, и он пытается узнать причины такого решения, но лишь натыкается на Калмово молчание. Причина же, по которой он цепляется за рушащиеся отношения, очевидна всем, кроме него: без друга он становится никем, пустотой, которую вряд ли получится наполнить хоть какими–то смыслами. Картина "На Западном фронте" стала первой экранизацией культового романа Ремарка, снятой в Германии. Режиссёр Эдвард Бергер рассказывает хрестоматийный сюжет о юном романтике Пауле, добровольно отправившемся на Первую мировую и прошедшем через истинный ад, который так ловко замаскировали красивыми словами военачальники, агитируя за вступление в ряды немецкой армии и обещая скорую победу. Война здесь показана максимально натуралистично и даже физиологично, а процесс распада личности главного героя и его превращения в равнодушное ко всему орудие убийства явлен без сантиментов.
Спилберг и Лурман по–разному препарируют прошлое, рассказывая историю об одиночестве, внутреннем крахе и надежде. Ностальгически–автобиографические "Фабельманы" рассказывают историю юного Сэма, для которого увлечение кино стало и спасением, и укрытием от внешнего мира и в конце концов переросло в дело всей жизни, что мы и наблюдаем в отношении автора "Индианы Джонса" и "Челюстей" последние 50 лет. А ещё это гид по любимым спилберговским кинокартинам — от Сесила де Милля до Джона Форда. Лурман же в "Элвисе", "заворачивая" в красивую сверкающую обёртку (любовь к блёсткам неистребима) историю одного из главных поп–исполнителей второй половины ХХ века, переводит её на язык банальности и штампов, сквозь которые лишь время от времени прорываются живые интонации.
"Тар" Тодда Филдса и "Треугольник печали" Рубена Эстлунда сняты, что называется, на злобу дня. Филдс сочинил историю о вымышленной героине — выдающемся музыканте Лидии Тар, ставшей первой женщиной–дирижёром в истории Берлинского симфонического оркестра. Тщательно отлакированная жизнь начинает расползаться после новости о самоубийстве её ассистентки, из шкафов наружу лезут многочисленные скелеты, и многое оказывается не тем, чем представлялось до сих пор. Грандиозный перформанс великой актрисы Кейт Бланшетт — основная приманка этой картины. Но не только. Филдс позволяет себе размышлять на чрезвычайно болезненную тему cancel culture и пытается ответить на вопрос, как отделить искусство от его создателя и возможно ли это в принципе. Ответ режиссёр находит, но мало кто ему обрадуется.
В "Треугольнике" Эстлунд достаточно прямолинейно и без особых затей показывает, как экстремальные обстоятельства способны перевернуть сложившуюся иерархию даже в небольшом сообществе и степень коррумпированности сознания: уборщица, получившая в свои руки власть, не желает расставаться с новым положением и готова пойти даже на крайнее действие ради его сохранения.
Триумф якутского кино
Пожалуй, одним из самых неожиданных и в то же время логичных и закономерных стало попадание в шорт–лист документальной короткометражки "Выход" якутских режиссёров Максима и Евгении Арбугаевых — о российском учёном Максиме Чакилеве, который наблюдает за жизнью моржей на мысе Сердце–Камень в Чукотском море.
И это настоящее событие для кинематографа, почти 10 лет пробивавшегося в широкий российский кинопрокат, который предпочитал не замечать, как в своей же стране растёт по–настоящему оригинальное кино.
Даже если фильм не получит заветную статуэтку, оказаться в числе номинантов — большое достижение и возможность обратить внимание и на другие якутские кинокартины. А они этого достойны!