Россия в 2021 году возглавила Арктический совет. В связи с этим "Деловой Петербург" и Проектный офис развития Арктики реализуют проект еженедельных дайджестов основных событий, которые произошли в арктическом регионе как в России, так и за рубежом.
Чукотка ждёт инвестиции
2022 год выдался "урожайным" на инвестиции для Чукотского автономного округа. Как сообщают в Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики, в течение прошлого года резидентами преференциальных зон, действующих в этом субъекте, стали девятнадцать компаний, заявивших проекты на общую сумму порядка 170 млрд рублей.
В числе новых резидентов — несколько крупных игроков, которые и обеспечат основной объём капиталовложений. Тут прежде всего стоит упомянуть таких перворанговых инвесторов, как казахстанская корпорация KAZ Minerals, которая займётся освоением медного месторождения "Песчанка" и строительством Баимского ГОК, ПАО "Русолово" с проектом по разработке оловоносного месторождения "Пыркакайские штокверки" и АО "Чукотатомэнерго" — подразделение Росатома, которое обеспечит Баимский ГОК электроэнергией с модернизированных плавучих атомных энергоблоков (напомним, что строиться они, как и их предшественник — ПЭБ "Академик Ломоносов" — будут в Петербурге).
В целом же следует отметить, что Чукотка последовательно наращивает свою "весовую категорию" в экономическом отношении. Не последнюю очередь в этом играет и запуск льготных режимов, позволивший дать толчок нескольким крупным добычным проектам.
Норильский аэропорт открылся миру
Аэропорт Норильска им. Николая Урванцева теперь открыт для зарубежных рейсов — правительство предоставило ему статус международного. Кроме того, воздушная гавань заполярного города была внесена в перечень аэропортов федерального значения.
Статусные изменения являются одним из итогов реконструкции аэропорта, стартовавшей в 2016 году. Её финансирование велось на условиях государственно-частного партнёрства: из общей суммы 12,5 млрд рублей 7,5 млрд предоставил федеральный бюджет, а 5 млрд — компания "Норникель". Благодаря этому проекту аэропорт получил современную техническую инфраструктуру, а также возможность принимать воздушные суда практически всех современных типов.
Что дадут новые "регалии" аэропорта Норильску? Прежде всего на ум приходит международный туризм: арктические вояжи пользуются растущей популярностью в Китае и других странах Юго-Восточной Азии. Вполне возможно, что уже в недалёком будущем город сможет принять заграничных любителей заполярных красот и промышленного туризма.
Арктический кластер зарабатывает деньги
Государство поддерживает петербургские разработки для Заполярья: за прошедший год участники Научно-производственного арктического кластера Санкт‑Петербурга получили более полутора миллиардов рублей на реализацию своих инновационных проектов. Госсубсидии достались девяти организациям, в их числе — НИИ "Нептун", ОАО "Авангард", ПАО "Интелтех", ЦНИИ "Электрон", Санкт‑Петербургский государственный электротехнический университет "ЛЭТИ".
Большинство этих проектов будет реализовано в сфере высокотехнологичного импортозамещения. Речь идёт о производстве электроники и радиоэлектронной аппаратуры, БПЛА, комплексов контроля воздушного пространства, сверхчувствительных универсальных телекамер с функцией распознавания изображений и т.д. Многие из этих перспективных изделий предназначены для использования в экстремальных условиях высоких широт.
Перед нами — очередная иллюстрация важности арктической темы для Санкт-Петербурга. Консолидация интеллектуальных, организационных и финансовых ресурсов на данном направлении вполне может обеспечить дополнительный вектор развития для научных и производственных центров города.
Мастер-план для Тухарда
Компания "Норникель" объявила о начале работ по созданию мастер-плана нового населенного пункта, в который переедут жители посёлка Тухард, расположенного на заполярном Таймыре. Ответственным исполнителем стало архитектурное бюро Wowhaus, обладающее опытом проектирования в местностях с экстремальным климатом. Презентация итогового документа намечена на июнь 2023 года, строительство посёлка должно завершиться к 2026 году.
Расселение Тухарда — уникальный опыт в истории российской Арктики. Изначально, в 1970-х годах, Тухард планировался как вахтовый посёлок для строителей "Норильскгазпрома". Однако нет ничего более постоянного, чем временное: с течением лет в нём появилось оседлое население, прежде всего — из числа представителей КМНС. Из-за этого в постсоветский период возникла правовая коллизия: посёлок находится в санитарно-защитной зоне производственного предприятия, а по современным российским законам постоянное проживание в таких зонах запрещено. Поэтому было решено отселить жителей в новый посёлок, который будет построен с нуля на деньги "Норникеля".
Над подготовкой релокации пришлось потрудиться: впервые в отечественной практике была осуществлена процедура получения свободного, предварительного и осознанного согласия у местных жителей. В её рамках были проведены социологические исследования, перепись населения и несколько раундов консультаций с поселковой общиной. По их итогам были определены конкретные условия переезда — и выбрано место для нового Тухарда.
Морпорт отчитался о перевалке
Мурманский морской рыбный порт (ММРП) увеличивает перевалку. По итогам прошлого года через него прошло почти на четверть больше грузов, чем за позапрошлый год. При этом улучшаются и финансовые показатели порта: за тот же период выручка ММРП выросла на 28%.
Портовики намерены закрепить успех с помощью масштабной инвестиционной программы. Ожидается, что в течение нынешнего года в ММРП будет вложено 809 млн рублей. В планах инвестора — дальнейшая модернизация основных производственных фондов. Особая ставка делается на закупку четырёх портальных кранов, благодаря которым процесс погрузо-разгрузочных работ в ММРП будет заметно ускорен. Эти краны, производимые на петербургском ЗАО "СММ", не имеют аналогов в России.
Несмотря на прошлогодний позитив, будущее порта, к сожалению, не безоблачно. Вопрос о принадлежности акций ММРП по-прежнему открыт: в октябре 2022 года результаты приватизации предприятия, имевшей место в 2015 году, были оспорены в судебном порядке. А это, в свою очередь, может сказаться и на перспективах дальнейшего развития порта.