Петербургские промышленники не дрогнули под санкциями

Автор фото: Сергей Ермохин

Промышленное производство в Петербурге умудряется расти, несмотря ни на что. Главная причина — невероятная адаптивность бизнеса к новым условиям работы.

Индекс промышленного производства (ИПП) в Санкт–Петербурге в 2022 году вырос на 3,9%, свидетельствуют оперативные материалы Петростата. Индустрия Северной столицы пережила трудный год гораздо лучше, чем Северо–Запада (ИПП снизился на 0,9%) и России в целом (–0,6%).
Обрабатывающая промышленность — базовая налогообразующая сфера города. По данным Петростата, в 2022 году ключевые отрасли, формирующие основной вклад в ИПП, в основном нарастили объёмы производства. В их числе фармацевтика (+17%), пищевая промышленность (+23%), металлургия (+16%), транспортное машиностроение (+16%), лёгкая промышленность (скажем, производство одежды выросло в 2,4 раза, текстильных изделий — на 42%, кожи — на 35%). А вот выпуск электрического оборудования несколько снизился (–7,5%), так же как и компьютеров и оптических изделий (–2%).
Больше других отраслей в минувшем году в Петербурге обвалился автопром — в 10,2 раза. После начала специальной военной операции на Украине иностранные автоконцерны остановили конвейеры российских заводов, сообщив, что не могут поставлять на них комплектующие. В итоге предприятия Hyundai, Toyota и Nissan не работают с весны. Уходили в простой заводы и других иностранных компаний. А после ввода санкций иностранными государствами в отношении России вся промышленность города столкнулась с разрывами логистических цепочек и невозможностью поставок от прежних партнёров.
Если изучать данные Петростата в динамике, то видно, что пик стресса для экономики города пришёлся на лето — начало осени. Первые месяцы года были более чем ударными: в январе ИПП вырос на 9,8% к тому же месяцу 2021–го, в феврале — на 10,7%. Но потом от месяца к месяцу динамика становилась всё более скромной, а в августе и сентябре ушла в отрицательную плоскость (–7,4% и –12,3% соответственно). Тогда казалось, что последние месяцы года "съедят" весь плюс, заработанный промышленностью города в первом полугодии. Но в октябре вдруг произошёл обратный перелом, и, например, в ноябре был зафиксирован почти 22%–ный рост ИПП. Это и повлияло на позитивный годовой результат.
Президент Санкт–Петербургской торгово–промышленной палаты Владимир Катенёв считает такие итоги года следствием совместной работы представителей бизнеса, органов власти и институтов поддержки предпринимателей. "Иностранные компании, ушедшие с рынка, передали свои активы российскому бизнесу, и произошёл перезапуск. Кроме того, предприятия продемонстрировали высокую адаптивность: иностранные комплектующие быстро заменялись на российские или из дружественных стран", — отмечает Владимир Катенёв, но полагает, что "делать выводы о преодолении экономического кризиса пока рано".
По мнению вице–губернатора Петербурга Валерия Москаленко, положительный тренд сохранится и в I квартале 2023 года. "Предприятия продолжают перестраивать свою работу и выстраивать новые логистические цепочки. Основным драйвером развития промышленности в 2022 году стал внутренний рынок", — отметил он.

Адаптации три года ждут

В соседней Ленинградской области положительная динамика, наметившаяся в начале года, к июлю сменилась падением. Преодолеть его так и не удалось: по итогам 2022–го ИПП в регионе снизился на 2,9%. Позитивную динамику продемонстрировали, в частности, полиграфия (+30%), лекарственные препараты (+13%) и табак (+6%). Выпуск одежды увеличился вдвое, изделий из кожи — в 1,5 раза. В свою очередь в автопроме ИПП снизился на 63,5%, в электрическом оборудовании — на 41%, в деревообработке — на 25%.
Впрочем, как отмечают в правительстве региона, динамика ИПП оказалась на 2,5 процентного пункта выше первоначальных прогнозов. "В связи с санкциями мы ожидали сложностей как у компаний, которые принадлежат инвесторам из недружественных стран, так и у российских предприятий, зависящих от поставок комплектующих и компонентов из–за рубежа либо работавших на европейский рынок. Безусловно, сложности были — особенно в лесоперерабатывающем комплексе и производстве автокомпонентов", — говорит заместитель председателя правительства Ленинградской области Дмитрий Ялов.
При этом он отмечает два наметившихся позитивных тренда. Во–первых, почти все иностранные компании, объявившие об уходе из России, уже либо нашли собственников для своих активов (и те перезапустили производство), либо начали этот процесс. Во–вторых, частные компании быстро заместили то, что не смогли покупать в Европе, компонентами из России или дружественных стран.
Дмитрий Ялов также считает, что рассуждать о преодолении экономического кризиса в регионе рано. "Окончательно говорить о том, какие отрасли успешно адаптировались, можно будет через 2–3 года", — добавляет он.