Текущая ситуация лучше, чем в разгар пандемии, но всё ещё далека от желаемого уровня.
Количество постоянных посетителей фитнес–клубов и спортивных секций в 2022 году составило 15,4 млн человек, подсчитала аналитическая служба аудиторско–консалтинговой сети FinExpertiza на основании опросных данных Росстата. В клубы за год вернулись 984 тыс. человек, но это лишь пятая часть из тех, кто прекратил системные занятия спортом в 2021 году. В то же время тренировки дома или на улице в 2022 году забросили 5 млн россиян, продолжили занятия 23,4 млн (сокращение составило 17,9%).
С цифрами, предъявленными аналитиками, не вполне согласны представители бизнес–сообщества. Как сообщили в Ассоциации операторов фитнес–индустрии (АОФИ), число занимающихся фитнесом корректнее сравнивать не с 2021–м, а с 2019 годом. По оценкам fitnessdata, которые базируются на опросах игроков рынка (по состоянию на середину 2022 года), опросах населения (январь 2023 года) и анализе данных ОФД, реальный прирост постоянных посетителей фитнес–клубов составил не более 200 тыс. человек. Под такими клиентами понимают собственников длительных и коротких карт, а также тех, кто оплачивает посещения ежемесячно, но посещает клуб хотя бы раз в неделю.
По словам руководителя АОФИ в Петербурге Натальи Борулько, многие участники рынка сегодня только выбираются из долгов, которые набрали за годы пандемии. Рентабельность бизнеса в сфере фитнеса невысока. В лучшие времена она составляла 15%, сейчас — и того ниже. При этом расходы на оборудование и обслуживание клубов выросли.
“
"На фитнес–клубах остро сказались все события, которые происходили в 2020–2022 годах. Мы попали и под тему импортозамещения, меняли поставщиков. Например, вынуждены искать замену материалам для обработки бассейнов. Сейчас для этого применяют не хлорку, а более современные смеси, с поиском замены для них пока непросто", — добавляет эксперт.
В Петербурге, по подсчётам FinExpertiza, занятия в фитнес–клубах предпочитают 17,7% жителей, это близко к показателям Москвы (17,3%). Наибольшая доля жителей, посещающих фитнес, пришлась на Чечню, где в зал ходили 21,1% жителей республики, то есть каждый пятый. Эти данные тоже не совпадают с оценками участников рынка.
Наталья Борулько указывает, что Петербург и Москва входят в число городов с самым высоким проникновением фитнес–услуг в России, но при этом оно составляет всего около 5%. Если сравнивать этот показатель с Европой или США, то станет понятно, что он низок. В ряде стран вовлечённость населения в занятия спортом составляет 17%, а где–то превышает 20%. Отчасти на этом сказывается популяризация здорового образа жизни на уровне государств. Тем не менее нельзя сказать, что в Петербурге совсем не интересуются спортом, во всяком случае персональные тренировки жители Северной столицы покупают. По данным "Авито Услуг", в 2022 году спрос на услуги в сфере спорта в Северной столице вырос на 67%. По сравнению с прошлым годом количество предложений от специалистов за этот же период возросло на 44%.
Эксперты FinExpertiza отмечают, что максимальный интерес к спорту наблюдался в 2020 году. Как пояснила президент FinExpertiza Елена Трубникова, в 2022 году доля россиян, систематически тренирующихся вне зала, составила 17,3%, а доля постоянных посетителей фитнес–клубов — 11,4%. То есть примерно каждый шестой занимался самостоятельно, а дисциплинированно посещал спортивные клубы или секции каждый девятый. В пандемию же в домашних условиях занимался каждый четвёртый россиянин, а в зале — каждый седьмой. Однако стоит учитывать, что коронавирусные ограничения крайне негативно сказались на работе и показателях клубов.