В январе цены на овощи и фрукты взлетели почти сразу на 16%. Такой динамики петербуржцы не видели уже много лет. Эксперты объясняют это увеличением затрат на производство и тем, что инфляцию в нынешних условиях крайне сложно вычислить без погрешностей.
Согласно опубликованному в конце прошлой недели отчёту Петростата, за январь цены на плодоовощную продукцию в Петербурге выросли на 15,9% относительно декабря 2022 года. В целом индекс потребительских цен (ИПЦ) на продовольственные товары в январе 2023 года составил 102%. Но, как отмечают в статистическом ведомстве, если исключить из формулы его расчёта экстремально подорожавшие овощи, картофель и фрукты, то окажется, что цены даже двинулись вниз, а индекс составляет 99,8%.
Горячий январь
Разумеется, сезонное подорожание плодоовощной продукции в зимние месяцы происходит регулярно. Однако если обратиться к прошлогодней статистике, то легко заметить, что в первый месяц 2022 года рост цен на овощи и фрукты составил всего 4,4% к декабрю. Да и вообще за последние 5 лет (подробная статистика за более ранние периоды убрана из свободного доступа) такого взрыва цен не случалось ни разу.
Свежие огурцы в январе 2023 года выросли в цене на 43,9% (в январе прошлого года на 4,9%), лук репчатый — на 35,5% (1,2% в 2022–м), виноград — на 33,5% (9% в 2022–м), чеснок — на 22% (15,5% в 2022–м), помидоры — на 22% (8,2% в 2022–м), морковь — на 21,1% (на 12,2% год назад), капуста белокочанная — на 14% (4,1% в 2022–м). При этом парадоксальным образом подешевели апельсины — на 4,7%.
В Ленинградской области картина схожая. Плодоовощная продукция в первый месяц года подорожала на 13,8%. В лидерах (+36,7%) тоже огурцы. Чуть меньше в цене прибавили лук репчатый (+31,3%), помидоры (27,5%) и свёкла (20,9%). Виноград подорожал на 20,1%, морковь — на 20%, чеснок — на 14,2%, капуста белокочанная — на 14%. А вот апельсины и яблоки подешевели — на 1,2% и 1,6% соответственно.
В целом по России ИПЦ в январе 2023 года составил 100,84% к декабрю 2022–го и 111,77% — к январю 2022–го. На плодоовощную продукцию цены выросли на 11,38% к декабрю 2022–го и на 2,44% к январю 2022 года.
"Заколебались" за год
Эксперты подтверждают, что к началу этого года показатель продовольственной инфляции оказался наиболее заметным. Традиционно в начале года цены на овощи и фрукты наиболее высоки. Сезонный спад цен на плодоовощную продукцию обычно начинается с десятых чисел марта и фиксируется до сентября. Осенью, после сбора урожая, овощи и фрукты обходятся дешевле всего.
Тем не менее в предыдущие несколько лет январские показатели роста цен держались на уровне 4–5%. Подорожание помимо сезонного фактора отражает рост затрат на местное производство. Растут в цене импортные материалы (удобрения, семена). Не падает стоимость доставки импортируемых продуктов, а также хранения собранного урожая, обращает внимание декан факультета экономики Европейского университета в Петербурге профессор Юлия Вымятнина.
Тем временем прирост среднемесячной начисленной зарплаты в Петербурге в ноябре 2022 года по отношению к декабрю 2021–го — январю 2022–го составил 8% (итоговые данные за весь год пока недоступны). Цены за 2022 год при этом выросли на 11,5%.
“
"Вряд ли повышение зарплат в декабре компенсировало разницу. У людей с наименьшими доходами продовольственные продукты занимают большую часть потребительской корзины. Соответственно, подорожание продуктов питания на них сказывается в большей степени", — указывает Юлия Вымятнина.
Другая возможная причина январских результатов — погрешность измерений. В 2022 году прослеживалось заметное колебание цен, причём как в рост, так и по части снижения. Спад в апреле–сентябре в 2019–2021 годах составлял в среднем 14,1%, в 2022 году — 36,2%. По мнению экспертов, увеличение амплитуды сезонных колебаний в течение года могло показать в остатке те цифры, которые Петростат выдал по итогам января.
"Остаётся лишь догадываться, что это могло компенсировать общую инфляцию в трудном 2022 году и частично, в отчётах, перенести её на 2023–й, который, возможно, будет поспокойнее. Поэтому я бы назвал цифры января погрешностью измерений", — прокомментировал "ДП" руководитель департамента финансов НИУ ВШЭ Санкт–Петербург Юрий Ичкитидзе.
Доплата за свет
Ещё один важнейший фактор, влияющий на цены, — себестоимость производства. В холодное время года, для которого характерно сокращение продолжительности светового дня, для выращивания культур защищённого грунта требуется больше энергетических ресурсов. В теплицах необходимо поддерживать комфортную для произрастания овощей температуру. Также требуется "досвечивание" при помощи приборов. Длительность этой процедуры зимой может достигать в Петербурге и Ленобласти 22 часов, что приводит к перерасходу электроэнергии.
“
"Тарифы на энергоресурсы в декабре выросли примерно на 9%, к таким расценкам сельхозпроизводители ещё не привыкли. Эти факторы повлекли рост цен в рознице на овощи защищённого грунта. Причём огурцы подорожали сильнее томатов — они более светозависимы и требуют большего времени досветки", — рассказал "ДП" исполнительный директор Плодоовощного союза Андрей Казаков.
В СЗФО процент привозных плодовых культур довольно высок. А теплиц последнего поколения, оснащённых необходимым оборудованием, в регионе не так много. По данным Плодоовощного союза на 2021 год, обеспеченность овощами защищённого грунта на Северо–Западе составляла 45%. Для полного обеспечения региона требовалось 93 тыс. тонн овощей в год.
"В СЗФО овощи по большей части привозят из Центрального федерального округа и частично из Южного. Сейчас особое внимание также обращают на Дальний Восток, где увеличивают площадь теплиц, чтобы сократить долю импорта из Китая", — отмечает Казаков.