"Пассажиравтотранс" продолжает работу по обновлению парка, начатую в прошлом году.
За последние 5 лет на маршруты ГУП "Пассажиравтотранс" вышли почти 900 единиц нового подвижного состава. Однако 2022 год был особенным: ГУП закупило 429 машин на 7,8 млрд рублей. Автобусы были приобретены как за собственные средства, так и за счёт средств городского бюджета, дополнительно выделенных комитету по транспорту при корректировке бюджета на 2022 год.
Как сообщили "ДП" в "Пассажиравтотрансе" (ПАТ), основная часть закупленной техники проходит приёмку или уже принята предприятием. "Для одного из поставщиков, исходя из возможностей производства в условиях санкций, задание было уменьшено на 50 единиц. Все 379 автобусов уже находятся в Санкт–Петербурге", — пояснили в ПАТ.
Напомним, были закуплены автобусы как российского, так и белорусского производства различного класса на дизельном и газомоторном топливе. Есть, например, газовые и дизельные автобусы большого и особо большого класса марки Volgabus, дизельные ЛиАЗы, НефАЗы и МАЗы. Весь подвижной состав — низкопольный, оснащён мультимедийными информационными табло, современной системой оплаты проезда, видеонаблюдением, а также интеллектуальной системой помощи водителю, благодаря которой снижается риск возникновения ДТП.
Нынешний год окажется также амбициозным на закупки. Суммарно планируется приобрести почти 350 единиц различной техники. Так, за счёт собственных средств ПАТ планирует приобрести 142 двухсекционных автобуса особо большого класса. Данный тип подвижного состава используется на протяжённых маршрутах с высоким пассажиропотоком и имеет большую провозную способность.
В 2022 году предприятие приобрело только 35 единиц подобной техники, так как не получило подтверждения от заводов о возможности произвести крупные партии в необходимые сроки. Это объясняется изменением логистических цепочек и, как следствие, изменением комплектации автобусов и необходимостью прохождения новой сертификации моделей.
“
"За счёт бюджета города будут также приобретены 176 автобусов большого класса со сроками поставки в 2023–2024 годах. Кроме того, для расширения применения экологически чистого транспорта рассматривается возможность закупки в 2023 году 25 электробусов. Реализация этих планов, а также масштабная закупка 2022 года позволят обновить до конца этого года более трети нашего автопарка", — рассказал "ДП" генеральный директор СПб ГУП "Пассажиравтотранс" Андрей Лызин.
Предпочтение по–прежнему будет отдаваться технике на дизельном топливе. На сегодня парк ПАТ объединяет автобусы как на классическом дизельном топливе, сжиженном и компримированном газе, так и на электричестве. Примерно 15% автобусов — газовые. Как пояснил Андрей Лызин, эта цифра соответствует видению города по использованию "Пассажиравтотрансом" подвижного состава на различных видах топлива.
Как ранее отмечал "ДП", закупка подвижного состава на природном газе являлась одним из условий новой модели транспортного обслуживания для коммерческих перевозчиков, но не для ПАТ. ГУП ежегодно закупает автобусы как на классическом дизельном топливе, так и на альтернативном согласно своей производственной программе.
На электрической тяге
Закупка электробусов в нынешнем году будет неслучайной. Как и планировалось, в 2024–м должна заработать первая очередь нового парка электробусов в Красногвардейском районе. Он займёт участок между ул. Потапова и Индустриальным пр., где сейчас находится свалка, а также территорию бывшего 11–го трампарка рядом с депо частного трамвая "Чижик". Планируется, что он будет вмещать порядка 400 машин. Площадка на Ржевке была выбрана неслучайно: существенным фактором оказалось наличие рядом с будущим парком подстанции 330 кВ, которая позволит получить достаточную мощность при длительной ночной зарядке электробусов. В августе 2021 года "Пассажиравтотранс" заключил контракт на проектирование парка с АО "Эн–Системс" за 174 млн рублей. По утверждению заказчика, проектирование находится в завершающей стадии. Идет госэкспертиза проекта, заключение ожидается до конца февраля.
Будущий парк электробусов на Ржевке
"Мы планируем увеличить количество электробусов в действующем парке № 2, уже эксплуатирующем подобную технику. А в 2024 году с расчётом на новый парк планируется приобрести 100 электробусов. В перспективе до 2026 года их количество может вырасти до 500. В настоящее время мы видим достаточно развитый рынок производства электробусов", — отмечает Андрей Лызин.
Моделями большого класса уже располагают такие производители, как "Волгабас", "Транс–Альфа", МАЗ. Сертификацию проходит электробус "Синара", который ПАТ уже тестирует. Кроме того, в планах есть и испытания белорусского электробуса БКМ.
"Двухсекционную технику (а мы планируем закупать и электробусы особо большого класса) может также выпускать “Транс–Альфа”. Петербургский производитель ПКТС проводит сертификацию сочленённого электробуса, а “Белкоммунмаш” уже получил одобрение типа транспортного средства. В процессе создания такой машины находится “Волгабас”. Выбор есть, но победитель будет определён по итогам соответствующих аукционов", — пояснил генеральный директор "Пассажиравтотранса".
Напомним, ранее вице–губернатор Кирилл Поляков отмечал, что порядка 800 автобусов ГУП "Пассажиравтотранс" планируется заменить электробусами. В связи с этим Смольный искал площадку под строительство второго парка на юге города.
Конкурентная среда
Помимо продолжения закупочных процедур в текущем году ПАТ будет делать акцент на безопасности и внедрении новых технологий для её повышения.
"Транспортная реформа прямо не затронула нашу работу, но по её итогам мы находимся в конкурентной среде. Это заставляет более внимательно смотреть на тенденции и повышать качество услуг. В приоритете для нас остаётся безопасность дорожного движения и внедрение новых технологий для её повышения. Прежде всего это различные системы помощи водителю на дороге в условиях большого трафика, которыми уже оборудованы новые автобусы", — говорит Андрей Лызин.
По его словам, в ближайшем будущем речь может идти не только о решениях в сфере пассивной, но и активной безопасности, например автоматического торможения при угрозе ДТП с возможными тяжкими последствиями. К слову, подобными комплексами уже оснащаются все закупаемые для Петербурга трамваи.
"На российском рынке появляются подобные разработки, которые хотелось бы протестировать совместно с заводами–изготовителями. Кроме того, новая техника диктует и требования к тем, кто управляет ею и обслуживает. Поэтому предприятие будет проводить дополнительное обучение и повышение квалификации — как водителей и технического персонала, так и руководителей, определяющих KPI и параметры работы", — добавил генеральный директор ГУП "Пассажиравтотранс".