Только судебные вопросы аммиачно–карбамидного завода, который строит в Кингисеппском районе "ЕвроХим", можно оценить как пятую часть его стоимости. В компании заявили об отсрочке проекта.
Завод по производству аммиака и карбамида в Кингисеппском районе Ленобласти не будет запущен в 2023 году, как планировалось ранее, сообщил "ДП" представитель ООО "ЕвроХим Северо–Запад — 2", исполняющего проект стоимостью 100 млрд рублей.
“
"Мы обещали запустить завод в текущем году. Сейчас сроки смещаются минимум на полгода, точнее сказать трудно", — заявил представитель компании.
Напомним, что это обещание компания давала до введения международных санкций.
ООО "ЕвроХим Северо–Запад — 2" (ЕХСЗ–2) зарегистрировано в октябре 2017 года в Ленобласти. Компания принадлежит одному из крупнейших в мире производителей минеральных удобрений — АО "МХК “ЕвроХим”", созданному миллиардером Андреем Мельниченко. Летом 2021 года на Петербургском международном экономическом форуме было заявлено о выделении ЕХСЗ–2 100 млрд рублей на строительство в Кингисеппском районе газоперерабатывающего завода производительностью 1,1 млн тонн аммиака и 1,4 млн тонн карбамида в год. Деньги выделили корпорация ВЭБ.РФ, Сбербанк, ВТБ и ФК "Открытие". Заявление об отсрочке запуска завода представитель "ЕвроХима" сделал на фоне двух судебных процессов с участием компании.
За несколько дней до наступления 2023 года Арбитражный суд Москвы зарегистрировал иск генерального подрядчика завода ООО "Велесстрой" к ООО "МТ Руссия", российской "дочке" итальянской Tecnimont, автору проекта. "Велесстрой" требует 2,2 млрд рублей задолженности за субподрядные работы, подробности которых пока в материалах дела не представлены. 17 января суд отказался обеспечить иск арестом банковских счетов "МТ Руссия" в банке "Открытие". "Велесстрой" пытался сделать это со ссылкой на гарантию возврата авансового платежа, полученную от банка в декабре 2021 года, спустя 3 месяца после официального старта строительства завода. Аналогичные иски к Tecnimont и её банкам–кредиторам Societe Generale SA и ING Groep NV "ЕвроХим" подал в Высокий суд Англии и Уэльса в конце сентября 2022 года, писал ТАСС. Суть требований — выплаты банковских гарантий после того, как Tecnimont отказалась исполнять свои обязательства. Сумма претензий составляет 212 млн евро. Вместе с иском в арбитраже Москвы сумма приближается к 20 млрд рублей — это уже 20% стоимости всего завода.
Tecnimont уведомил компанию о приостановке исполнения контрактных обязательств по проекту ЕХСЗ–2 в мае прошлого года на фоне международных санкций, связанных с началом СВО. К этому моменту инженерные работы были завершены на 99%, закупка материалов — на 91%, строительные работы — на 28%, а общая готовность проекта составляла 68%. В разговоре с "ДП" представитель ЕХСЗ–2 отказался актуализировать эти цифры. "Это может быть осуществлено на основании определения суда, вынесенного в судебном заседании. В настоящее время судебных заседаний по данной теме не проводилось, определение не выносилось, соответственно юридически ЕХСЗ–2 третьим лицом не является, с иском и существом спора не знакомо и не может каким–либо образом комментировать ситуацию", — заявил представитель компании.
Совладелец производственного холдинга "Кингисеппский машиностроительный завод" Михаил Даниленко полагает, что для "ЕвроХима" происшедшее — вопрос не денег, а времени.
“
"Не сомневаюсь, что “ЕвроХим” найдёт деньги для замены любого подрядчика. Не так легко будет произвести импортозамещение недопоставленного оборудования. Сейчас российские предприятия с удовольствием пытаются занять освободившиеся ниши и пользуются снижением конкуренции, отчего выиграют и владельцы строящегося завода — они освободятся от пресловутой зависимости от иностранных поставщиков. Но всё это случится потом, когда процесс наладится. Когда такой момент наступит для кингисеппского завода, сказать сложно. Не удивлюсь, если выяснится, что полгода спустя “ЕвроХим” заявит о новой отсрочке пуска своего предприятия", — говорит бизнесмен.
Партнёр и руководитель петербургского офиса консалтинговой компании АЛЬТХАУС Александр Арбузов сомневается в перспективах "ЕвроХима" в лондонском суде, но полагает, что в России его шансы неплохи.
"Pacta sunt servanda (с латинского — “договоры должны соблюдаться”) — один из принципов современного гражданского и международного права. В последнее время он всё чаще подвергается испытанию со стороны тех, для кого санкции заменили право, поэтому сложно предсказать исход процесса в Великобритании. Что касается России, не секрет: суды и торгово–промышленные палаты обычно отказываются признавать санкции обстоятельствами, освобождающими сторону контракта от выполнения обязательств. Позволю себе предположить, что в московском арбитраже результат будет неутешительным для дочерней структуры итальянской компании. Санкции санкциями, но pacta есть pacta", — полагает юрист.
Слушание судебного спора между "Велесстроем" и "МТ Руссией" по существу начнётся в столичном арбитраже в середине марта. На вопросы "ДП" представители обеих компаний отвечать не стали.