Компании со всего мира борются за возможность участвовать в восстановлении Украины, которое обещает стать настоящей золотой лихорадкой.
Латвийские кровельные компании и южнокорейские специалисты по торговле. Производители топливных элементов из Дании и производители древесины из Австрии. Титаны частного инвестирования из Нью-Йорка и операторы бетонных заводов из Германии. Тысячи компаний по всему миру готовятся к восстановлению Украины, пишет Washington Post.
Предварительные оценки затрат на восстановление физической инфраструктуры Украины варьируются от $138 до $750 млрд. Перспектива такого сокровища вдохновляет предпринимателей на мысли о том, что Киев назвал “крупнейшей строительной площадкой в мире”.
Многие компании уже готовятся к будущему финансированию. Более 300 компаний из 22 стран зарегистрировались на торговую выставку и конференцию Rebuild Ukraine в середине февраля в Варшаве. И это собрание — не первое. В прошлом месяце на Всемирном экономическом форуме в Давосе в Ukraine House набралась целая толпа, чтобы обсудить инвестиционные возможности.
Более 700 французских компаний собрались на конференцию, организованную в декабре президентом Франции Эммануэлем Макроном. А 15 февраля Финская конфедерация промышленности спонсировала вебинар с участием украинских чиновников, чтобы компании могли продемонстрировать свои установки для очистки сточных вод, трансформаторы, молотилки и сборные дома.
Впрочем, как отметил Сергей Цивкач, исполнительный директор UkraineInvest, правительственного учреждения, занимающегося привлечением иностранных инвестиций, — большинство из них хотят не инвестировать собственные деньги, а что-то продать.
Важный вопрос состоит в том, кто будет контролировать выделяемые на восстановление деньги. Германия объявила о создании фонда для гарантирования инвестиций. План будет контролироваться глобальным аудиторским гигантом PwC и позволит компенсировать инвесторам потенциальные финансовые потери в случае экспроприации бизнеса или срыва проектов.
Франция также предоставит государственные гарантии компаниям, которые в будущем будут работать на Украине.
Но ещё важнее, откуда эти деньги возьмутся. Всё будет зависеть от того, сколько выделят Европейский союз, США и другие союзники. Украина и несколько европейских стран настойчиво добиваются конфискации замороженных российских активов, хранящихся за рубежом, но несколько скептиков, включая чиновников в администрации Белого дома, поставили под сомнение законность такого шага.
Одно ясно: Украина, чья экономика в минувшем году сократилась на 30%, сама это не осилит. А инвесторы, которые говорят про большие вложения (вроде австралийского горнодобывающего магната Эндрю Форреста), остаются в плане выделения капитала весьма осторожными, заключает издание.
Нужно принимать во внимание, что Европа и США сейчас переживают не лучшие времена. В Европе готовятся к продолжению энергетического кризиса и росту и без того уже высоких цен на газ. Причём затраты на преодоление этого кризиса уже достигли 800 млрд евро. Не стоит забывать и про Фонд восстановления от пандемии — когда 2 года назад Брюссель взял на себя совместный долг в размере 750 млрд евро.
В США цены выросли настолько, что многие жители вынуждены экономить на продуктах и считать каждый цент. Минимум 6 млн американцев ещё в позапрошлом году жили за чертой бедности. Американский министр финансов предупредила: США подошли опасно близко к дефолту, ещё немного — и в стране разразится настоящая экономическая катастрофа. В таких условиях государство не сможет выполнять свои обязательства перед собственными гражданами, предупредила министр, и это реальная перспектива.