Петербург намерены превратить в ведущий центр по развитию беспилотных технологий. Эксперты считают, что в городе идеальные для этого условия, но пока не хватает нормативной базы.
Как заявил на днях губернатор Александр Беглов, Петербург должен стать одним из основных центров по реализации национального проекта по развитию беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). В рамках нацпроекта планируется создать структуру для широкого применения дронов, а также максимально локализовать их производство. Как подчеркнул Александр Беглов, уже треть отечественных производителей БПЛА выпускают свою продукцию на петербургских заводах, а петербургские вузы приступили к разработке научной базы для развития беспилотных систем.
Довезём до дверей
Владимир Клешнин, руководитель по развитию бизнеса Kaspersky Antidrone, замечает, что исторически в Петербурге существует целый ряд производителей беспилотников: и компании, входящие в корпорацию "Ростех", и частные организации, например ГК "Геоскан".
“
"Ключевой фактор, способствующий развитию беспилотных технологий в Петербурге, — отсутствие ограничений. Здесь несложно получить разрешение для полёта беспилотников над городом в черте кольцевой автодороги для оказания различных услуг. В Москве внутри МКАД дроны запускать запрещено", — подчёркивает эксперт.
Клешнин напоминает, что со II квартала 2023 года в Петербурге на 3 года будет введён экспериментальный правовой режим (ЭПР), в рамках которого будут тестировать беспилотную доставку. Инициатива исходила от компании "Флай Дрон", которая заключила соглашение с НПО "Алмаз". Сейчас существует наземная инфраструктура мониторинга полётов над Петербургом от НПО "Алмаз", которая позволяет в онлайн–режиме видеть обстановку в небе над городом. Именно с ней будет взаимодействовать пилотная версия цифровой платформы подачи заявок на управление дронами и совершение полётов, которую создала "Флай Дрон". Тестировать собираются доставку беспилотниками с максимальной взлётной массой от 150 г до 30 кг грузов массой от 0,1 до 10 кг и выполнение авиационных работ. Общая площадь полётной зоны составит более 200 км2.
По словам вице–губернатора Петербурга Станислава Казарина, Смольный активно поддерживает инициативы бизнеса в рамках ЭПР: "При нашей поддержке один такой проект состоялся. Это развитие беспилотного автомобильного транспорта на трассе М–11 (Санкт–Петербург — Москва), которое утверждено правительством РФ. В 2023 году будет начато его пилотирование. Вторые два проекта, подготовленные в инициативном порядке, связаны с развитием авиационного беспилотного транспорта для перевозки малогабаритных грузов. Рассчитываю, что наши инициативы совпадают с поручениями президента РФ по развитию беспилотного транспорта, которые он дал в конце прошлого года. Функционал партнёрской в ЭПР платформы с компанией “Флай Дрон” уже сейчас позволяет потенциальным клиентам разрабатывать автоматизированные программы полётов БПЛА над Петербургом. Мы заинтересованы в развитии этой сферы и намерены её активно поддерживать. Для этого должен формироваться спрос на услуги беспилотного транспорта как со стороны коммерческих структур, так и со стороны государственных органов. Сейчас прорабатываются юридические и правовые вопросы по реализации этих проектов".
Заведующий лабораторией беспилотных авиационных систем Санкт–Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения (ГУАП) Антон Костин замечает, что исторически в Петербурге были развиты отрасли, связанные с приборостроением, изготовлением электронной техники и оптики. Есть компании, которые занимаются разработкой и производством: ПАО "Техприбор", АО "Климов", ВНИИРА "Навигатор", "Котлин–Новатор" и др.
“
"В России более 90% объёма гражданского рынка беспилотников сосредоточено в двух секторах — картографирование и съёмка для диагностики протяжённого объекта, в частности нефте– и газопроводов, ЛЭП и дорог. Серьёзные перспективы связывают с применением беспилотных авиационных систем для решения задач в сельском хозяйстве, а также в вопросе, связанном с реализацией задачи доставки различных грузов в городской среде", — рассказывает он.
Везде и всюду
Коммерческое применение дронов возможно в различных областях. Как замечает Владимир Клешнин, сюда в первую очередь можно включить фото– и видеосъёмку. "Также существует рынок услуг беспилотников для таких задач, как инспекция труднодоступных мест, осмотр металлоконструкций, мониторинг ЛЭП, создание 3D–моделей: от памятников архитектуры до целых городов. Дроны активно используются для аграрных задач и в строительстве. Активно растёт спрос на такие услуги, как доставка и шоу дронов", — добавляет он.
Генеральный директор АО "Технологии радиоконтроля" Владимир Новиков замечает, что БПЛА широко используются в нефте– и горнодобывающей промышленности, геологической разведке, для контроля больших территорий и производственных комплексов. Возможности современных беспилотников позволяют делать съёмку местности, находить очаги пожаров и даже следить за популяциями редких животных.
"Однако наравне с большим количеством плюсов их применения существуют и серьёзные угрозы. Речь о несанкционированном проникновении таких воздушных судов на частные территории, целью которого может быть аудиовидеосъёмка, промышленный шпионаж и даже остановка производственных процессов. Ведь даже маленький лёгкий беспилотник способен причинить огромный ущерб предприятию", — предупреждает он.