Экс–замминистра транспорта Виктор Олерский учредил компанию для создания компьютерных программ. Она будет продавать собственные мобильные приложения и планирует зарабатывать до полумиллиона долларов в год.
Бывший заместитель министра транспорта России (2009–2018 годы) и председатель совета директоров крупнейшей в стране круизной группы "Водоходъ" Виктор Олерский открыл новое направление бизнеса — создание программного обеспечения. С 30 января он, по данным СПАРК, владелец 60% долей учреждённого в этот день московского ООО "Водоходъ. Технологии". 30% у его давнего бизнес–партнёра зампредседателя совета Российской палаты судоходства Ришата Багаутдинова, остальные 10% у генерального директора Ильи Суховольского. По словам Виктора Олерского, новая компания начнёт продажи в 2023 году и сможет зарабатывать до полумиллиона долларов ежегодно.
“
"Группа “Водоходъ” стала крупным игроком на рынке водного туризма, это делает необходимым довести до максимума продажи онлайн. В группе работают человек 25 программистов, а при появлении срочных задач мы довольно быстро собираем коллектив из 100 человек и больше по договорам субподряда. Давно пора было организационно выделить их в отдельное юрлицо, которое развивало бы создание программного продукта как бизнес. Назовём это управленческой оптимизацией. Нельзя ведь создать программное обеспечение раз и навсегда — оно постоянно меняется, совершенствуется, что называется, заказчик “садится на иглу”", — рассказал Виктор Олерский.
По словам бизнесмена, новая компания не только будет работать для внутренних потребностей холдинга, но и намеревается выйти на рынок в качестве производителя мобильных приложений для сферы услуг — судоходных компаний, авиакомпаний, отелей. Предполагается, что первые продажи "Водоходъ. Технологии" запустит в этом году, причём несколько потенциальных клиентов уже имеются, хотя Виктор Олерский пока не стал называть их. Он рассчитывает, что при удачном развитии событий компания сможет зарабатывать до полумиллиона долларов в год.
Дарья Зубрицкая, директор по маркетингу и коммуникациям цифровой платформы для организации командировок и управления расходами ООО "Ракета", полагает, что создание такой компании может быть перспективно, если есть достаточное количество запросов из индустрии, а решения будут платформенными и масштабируемыми, иначе придётся содержать большой штат экспертов для развития разнонаправленных приложений, когда одно IT–решение будет предлагать только отели, другое — только авиабилеты, третье — только круизы. В целом, несмотря на стремление индустрии к консолидации и развитию супераппов (приложений–комбайнов, в которых решаются разные задачи пользователей), размывание экспертизы не всегда может привести к созданию успешного бизнеса.
"Со стороны пользователей есть запрос на создание приложений, которые будут объединять разные направления сферы услуг. Но в части бизнес–логики и обработки всевозможных процессов индустрии (круизы, авиа, трансферы, автобусы и т. д.) могут кардинально различаться, что не позволит эффективно разрабатывать end–to–end решения. В таких случаях производители будут концентрироваться либо на “мозгах” таких систем для конкретного выделенного направления, либо на пользовательской части, где как раз и возможно объединение разных направлений (тревел–услуг)", — говорит эксперт.
Портал Mashnews приводит статистику: до февраля 2022 года доля иностранного программного обеспечения составляла в России около 80%. В течение 2022 года с российского рынка ушли около 80 зарубежных брендов, и, хотя некоторые в той или иной степени вернулись, это не решает проблемы с софтом в стране в целом — те, у кого нет российского софта, столкнутся со сложностями.
Виктор Олерский утверждает, что в группе "Водоходъ" вообще нет иностранного софта — всё своё. "Это первая задача, которую я поставил, вернувшись в бизнес: работать на собственном программном обеспечении. Конечно, в определённой степени мы зависим от иностранных операционных систем, но судоходная составляющая бизнеса работает на отечественной операционке “АстраЛинукс”" — говорит бизнесмен.
По данным Mashnews, только 3% российских системообразующих компаний сумели в 2022 году заменить иностранные операционные системы на отечественные. Системы управления базами данных заменили ещё меньше предприятий — 1,7%. При этом подавляющее большинство граждан — потенциальных клиентов компаний, на продажу приложений которым рассчитывает новая компания Виктора Олерского, пользуются иностранными операционными системами — Android и iOS.
Определённые сомнения в успехе проекта высказывает руководитель направления мобильной разработки IT–компании SimbirSoft Ринат Шамшутдинов.
"Если компания будет разрабатывать продукты для бизнеса или конечных пользователей, выкладывая iOS– и Android–приложения, остаётся риск их блокировки. Если это будут какие–то “коробочные” приложения, которые можно адаптировать под каждую авиакомпанию или отель, то вряд ли тот же Apple будет тратить время на блокировку их всех. С другой стороны, возникают вопросы о целесообразности разработки приложений для каждого отеля", — полагает эксперт.
Портал Portnews сообщает, что "Водоходъ" в навигацию 2023 года планирует вывести на пять круизных судов больше, чем в 2022–м. Из 26 теплоходов будут работать 24, в том числе 13 класса "Водоходъ", семь теплоходов класса "Водоходъ. Премиум", один теплоход класса "Люкс", два теплохода в новом классе "Водоходъ. Лайт", один теплоход "Максим Горький" класса Wild Life для экспедиций по Енисею и одно скоростное судно на воздушной подушке в классе Wild Life для экспедиций по Байкалу.