Участники рынка кикшеринга в этом сезоне будут работать над технологическими сервисами и ждут увеличения числа поездок.
По итогам прошлого года объём рынка проката электросамокатов вырос до 13,3 млрд рублей, что на 64% больше показателей 2021 года (тогда объём рынка был равен 8,1 млрд рублей). Такие данные приводятся в исследовании издания "Трушеринг".
В 2022 году общее число сервисов кикшеринга в стране уменьшилось до 40. Крупнейшие компании Whoosh, "Юрент" и "Яндекс Go" стали занимать до 93,7% рынка (90,6% годом ранее). Всего во всех сервисах насчитывается 192 тыс. самокатов. За год их количество выросло на 77 тыс. Эксперты предполагают, что к 2025 году объём рынка может составить уже 39,5 млрд рублей, увеличившись в 3 раза. А общий парк кикшеринговых сервисов может составить 439 тыс. самокатов.
В прошлом году на рынке также произошли серьёзные изменения в сфере законодательства. Правительство РФ приняло поправки в ПДД для средств индивидуальной мобильности (СИМ), которые начнут действовать уже с 1 марта этого года.
В пресс–службе сервиса Whoosh отмечают, что в этом сезоне появятся общие и обязательные для всех правила передвижения на самокатах. Ранее такие правила по сути распространялись только на сервисы кикшеринга. При этом порядка 70% всех ДТП с участием электросамокатов приходилось на частные средства передвижения. Представители кикшеринга надеются, что со вступлением в силу изменений можно ожидать сокращения негативной статистики.
"Сервисы шеринга уже адаптированы к новым ПДД. Для пользователей Whoosh ничего не изменится, обучение правилам уже давно доступно в приложении и на сайте. Проводятся школы вождения электросамокатов в Приморском парке Победы. Скоростные ограничения, зоны для поездок, соответствие самокатов ГОСТу — всё это регулируется сервисом", — добавляют в компании.
Между тем существуют куда более оптимистичные оценки перспектив российского рынка кикшеринга. Аудиторская компания Б1 в своём отчёте, выпущенном в ноябре 2022 года, предрекала, что уже в 2024 году обороты отрасли могут достигнуть 60 млрд рублей. Количество поездок, совершённых пользователями, к этому времени должно достигнуть 378 млн в год. Интересно, что "Трушеринг", при более скромных прогнозах роста выручки, уже в 2025 году ожидает 337 млн поездок.
В Whoosh говорят, что согласны скорее с прогнозами Б1. "Рынок имеет большую ёмкость и продолжит динамично развиваться. Будет увеличиваться количество городов, где можно будет воспользоваться кикшерингом, а в уже работающих городах самокаты будут доступны во всех районах, где они решают транспортную задачу (поездки в удалённые от метро жилые кварталы или с регулярными пробками)", — уверены представители сервиса.
В компании Urent сообщили, что по итогам 2022 года количество поездок на их самокатах превысило 30 млн.
"Уже сейчас рынок по сути поделён между тремя игроками, процесс консолидации продолжится. Как и приток новых пользователей кикшеринга. Важным вопросом остаётся инфраструктура: чем больше велодорожек, тем более активно люди будут готовы использовать самокаты как транспорт, а не как средство проведения досуга", — утверждают в компании.