Председатель комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт–Петербурга Кирилл Соловейчик рассказал "ДП" о том, как промышленность пережила тяжёлый 2022 год, каковы перспективы реанимации автопрома и как решить проблему дефицита технических специалистов на заводах.
Позади очень сложный 2022 год. Как его пережила городская промышленность? Что у Смольного получилось, а что, возможно, не очень?
— С одной стороны, об этом лучше судить не нам, а промышленникам. С другой — анализируя итоги года, мы видим, что цифры говорят сами за себя. Заложенные в промышленной политике Санкт–Петербурга до 2025 года системные меры поддержки доказывают свою эффективность и остаются актуальными и востребованными.
Мы ставили задачу создать условия для нового инвестиционного цикла в промышленности и запустили широкий спектр мер поддержки. В итоге в 2021 году, как многие помнят, наблюдался пик инвестиционной активности — более 100 млрд рублей вложений в обрабатывающую промышленность. По итогам 2022 года произошёл рост промышленного производства благодаря совокупности факторов. Среди них и цикличный характер инвестиций, и открывшиеся возможности у предприятий в связи с новыми вызовами.
Очевидна и востребованность мер государственной поддержки, в первую очередь финансовых. Ситуация характеризовалась уходом ряда иностранных компаний, изменением логистических цепочек и т. д. Экономика города, как и всей страны, пережила определённый стресс. И это видно по статистике: начинали мы год с роста промышленного производства на 7%, а к сентябрю он замедлился примерно до 2%. Это снижение темпов роста, но всё же меньшее, чем в среднем по России. К концу года темпы возросли, и по итогам ноября в обрабатывающей промышленности мы получили результат на 7 процентных пунктов выше, чем в среднем по России. Это рекорд за последние годы.
Если же говорить об окончательных итогах 2022–го, индекс промышленного производства в Петербурге составил 103,9%, превысив среднероссийский показатель на 4,5 процентного пункта (в целом по стране — 99,4%).
А за счёт чего? Есть мнение, что на рост повлияло увеличение объёма госзаказа.
— Это могло бы быть предметом отдельного исследования. Но так или иначе практически все 8–10 отраслей, которые формируют костяк обрабатывающего сектора в Санкт–Петербурге, показали прирост. Это, в частности, фармацевтика, пищевая промышленность, транспортное машиностроение, лёгкая промышленность, металлургия (в основном это специальные сплавы), радиоэлектроника, энергомашиностроение.
Транспортное машиностроение — это главным образом судостроение?
— На 80% да. Хотя и другие его сферы развиваются. Мне очень приятно видеть на улицах не только Санкт–Петербурга, но и других городов трамваи, произведённые предприятием нашего города. Скажем, в Москве, Казани, Калининграде.
Подчеркну, что для оценки промышленности есть три важных среза информации. Первый — наибольшая динамика роста индекса промпроизводства. Например, фармацевтическая промышленность выросла на 17%, а в лёгкой промышленности производство одежды увеличилось в 2,4 раза.
Второй — это те отрасли, которые в объёмах отгрузки занимают более весомую часть. Это капитало– и наукоёмкие отрасли: радиоэлектроника, энергомашиностроение, машиностроение, металлургия и пищевая промышленность.
И третий срез — это налоговая отдача. В структуре налоговых поступлений лидируют пищевая, металлургическая и радиоэлектронная промышленность. Для Санкт–Петербурга обрабатывающая промышленность — базовая налогообразующая отрасль. Вклад промышленного комплекса в формирование доходной части бюджетов всех уровней по сравнению с другими секторами экономики города является наибольшим — 38,5%.
Налоговая отдача промышленности также показала рост?
— Безусловно. При росте объёмов производства увеличивается и объём налоговых поступлений: данный показатель за 9 месяцев 2022–го превысил показатель за весь 2021 год.
Сложно ли будет теперь, в 2023–м?
— Я уверен, что пик сложностей мы прошли, но ещё необходимо много работать. По крайней мере туман начинает рассеиваться и основные пути развития под занавес прошлого года мы определили. Губернатор утвердил основы экспортной политики города, которая в первую очередь касается промышленности: определены основные страны, товары и рынки, инструменты поддержки и пути развития. Результатом выхода на новые международные рынки петербургских производителей качественного и конкурентоспособного продукта, безусловно, станет рост промышленного производства.
Мы действуем по такой логике: все промышленные предприятия должны иметь равный доступ к мерам поддержки. При этом важно, что федеральные и региональные меры синхронизированы и имеют различный фокус охвата. Федеральные займы и субсидии в силу своих инструментов и требований направлены больше на крупные предприятия, а малые и средние компании пользуются в большей степени региональными механизмами поддержки.
Если говорить о региональном финансировании промышленности, то благодаря губернатору мы продолжаем докапитализировать городской Фонд развития промышленности (ФРП). В 2019 году мы стартовали с 1,6 млрд рублей, а сейчас капитализация фонда составляет уже 7,2 млрд. Планируем в этом году довести до бизнеса ещё 2 млрд рублей, достигнув капитализации 9 млрд.
Ранее мы планировали выйти на цифру 10 млрд рублей. И сейчас, когда к ней приближаемся, считаю, что необходимо идти дальше. Главное — доведение денег до предприятий. Инструмент для этого — программы фонда, которые мы корректируем, дополняем в зависимости от потребностей предприятий.
Не стоит забывать и о налоговых преференциях. Снижены налоговые ставки для малого промышленного бизнеса, что будет способствовать и развитию промышленной кооперации в части поддержки поставщиков крупных компаний.
Важный инструмент здесь — региональный инвестиционный проект, который даёт налоговые льготы при объёме инвестиций от 50 млн рублей.
В части территориального развития промышленности принято постановление правительства, которое предоставляет участки целевым назначением по рублю за 1 м2. Достроили промзону Ржевка — долгострой с более чем 10–летним стажем. Губернатор поддержал наше предложение по расширению особой экономической зоны "Санкт–Петербург", и мы довели до неё все деньги, необходимые для инфраструктурной подготовки третьей, новой площадки. Губернатор уже в последние дни декабря утвердил политику мест приложения труда, которую мы разработали вместе с коллегами из комитета по градостроительству и архитектуре. Этот документ даёт основу для взаимодействия со строительным блоком: как и где территориально должна располагаться промышленность в нашем городе.
Раньше вы говорили, что государство не должно подменять собой банковскую систему. Но многие промышленники говорят, что в прошлом году они не могли взять в банках инвесткредиты. Их выручил либо федеральный, либо городской ФРП. Получается, Смольный вышел и на эту поляну.
— Когда–нибудь, надеюсь, мы сможем создать условия для банков и региональные ФРП будут уже не нужны. На мой взгляд, это вопросы технические и оценки рисков, не более того. Но могу сказать, что Минпромторг ведёт очень активную политику и работает с банками напрямую. И промышленная ипотека, запущенная в конце 2022 года, не единственный её результат. Работает ПСБ как опорный банк для оборонно–промышленного комплекса. По сути сегодня страна меняет свою финансово–кредитную политику в отношении промышленности. Но впереди ещё решение многих задач. Есть, например, проекты, связанные с технологическим суверенитетом. Они часто и высокорискованные, и долгоокупаемые либо не окупаемые вообще.
Наш региональный план на ближайшую перспективу — довести до промышленных предприятий 4 млрд рублей финансовой поддержки в 2023 году.
Не секрет, что в Петербурге дефицит промышленных кадров. Как можно решить проблему?
— Это один из важнейших блоков нашей работы. Уверен, что почти каждый руководитель предприятия сейчас скажет, что испытывает острый дефицит кадров. В начале года мы с коллегами собирали промышленников по этому вопросу, получили от них обратную связь, разработали кадровую политику, заложили действия в горизонте нескольких лет.
Мы запустили сервис по трудоустройству учащихся последних курсов колледжей по техническим направлениям подготовки на базе цифровой платформы Центра развития и поддержки предпринимательства. На текущий момент благодаря работе данного сервиса уже более 190 промышленных предприятий Санкт–Петербурга, больше половины из которых являются предприятиями оборонно–промышленного комплекса, смогли установить взаимодействие с колледжами и подобрать более 3 тыс. учащихся для направления на производство предприятий. Из них 540 учащихся уже трудоустроены на предприятия за период с ноября. В настоящее время процесс трудоустройства учащихся на предприятия осуществляется ещё более интенсивными темпами.
Насколько сильным является отрыв от реальности? Речь о том, кого и в каком количестве готовят учебные заведения и кто на самом деле нужен реальному сектору.
— Дисбаланс очень большой. Численность работающих в промышленности за 11 месяцев 2022 года увеличилась более чем на 26 тыс. человек. Но одновременно с этим спрос не удовлетворён. А количество выпускников колледжей в течение года не увеличивается. Ещё одна проблема — низкий процент поступлений на работу на предприятия: по некоторым специальностям трудоустраивалось около 10% выпускников. Это проблема не только системы образования: предприятиям ведь тоже нужно создавать условия для молодёжи, разрабатывать для них корпоративные, мотивационные программы и систему наставничества.
Например, на предприятии сдельная оплата. А ведь очевидно, что молодой специалист не выпустит столько же продукции, сколько опытный. Соответственно, его заработок значительно ниже, и должна быть мотивация, компенсирующая ему эти "недополученные доходы", чтобы у человека был интерес профессионально расти. Нашим промышленным предприятиям есть чему учиться друг у друга и надо стремиться тиражировать успешные практики.
Сейчас разрабатываем рекламную кампанию "Петербург заводской", чтобы любой житель города мог перейти работать в промышленность: условно навести телефон на баннер, считать QR–код и получить список вакантных специальностей на предприятиях. Затем оформить коротенькую заявку, которая попадёт в отдел кадров, и предприятие уже само начнёт работать с кандидатом.
Одним из драйверов развития промышленности Петербурга был автопром. Теперь все три автозавода встали. Эпоха условного Детройта в Петербурге закончилась?
— Речь не про Детройт, а про одну из важных отраслей промышленности города. Да, она попала в очень сложное положение. Уверен, что выход из него в 2023 году мы найдём. Частично его уже нашли в конце 2022–го.
АвтоВАЗ пообещал начать производство в 2023 году на заводе Nissan. Вопрос относительно Hyundai и Toyota решается совместно с Минпромторгом. Вариантов много, и я точно знаю, что этот год станет переломным. И очень надеюсь, что городской автопром выйдет уже другим: более локализованным, независимым и с центрами разработки (RnD) здесь, в Санкт–Петербурге. Это и сделает тогда производство автомобилей полноценной промышленной отраслью. При огромном выпуске — а совокупные мощности трёх предприятий превышали 400 тыс. машин в год — налоговая отдача автопрома была не соответствующей другим отраслям. Это связано как с применением налоговых льгот, так и с недостаточной локализацией. Изменить ситуацию сможет, безусловно, развитие RnD и производство автокомпонентов в Санкт–Петербурге.
АвтоВАЗ пока не озвучивал подробностей, но эксперты предполагали, что речь идёт о покупке "коробочных" технологий у Китая и по сути о запуске штамповки. Вы же говорите совсем о другом.
— Как говорится, дорогу осилит идущий. Главное — двигаться в правильном направлении. Мы хотим вовлечь петербургских поставщиков в партнёрство с АвтоВАЗом. То есть, решая задачу скорейшего запуска завода, необходимо обеспечить высокий уровень локализации. Тогда в долгосрочной перспективе мы сможем получить устойчивую отрасль.
Разрабатываются ли новые меры стимулирования промышленного роста?
— Мы анонсировали и уже заложили деньги в бюджет, чтобы начать развивать при крупных городских предприятиях сеть центров детского технического творчества. Пока планируется открыть за год 10 таких центров. Есть договорённость с РГПУ им. Герцена о том, чтобы университет использовал эти площадки для подготовки своих студентов к преподавательской работе. Ведь чтобы обучать техническим профессиям много детей, нам нужно и много преподавателей.
Из мер господдержки упомяну дополнительную программу, которую планируем запустить, — субсидирование кредитов, взятых на строительство промышленных предприятий. Будем выходить с таким предложением, чтобы ещё больше стимулировать появление новых заводов. На данный момент, по нашим оценкам, в Петербурге строится 70 промышленных объектов. Из них 42 — это заводы. Ввести в строй в 2023 году планируется минимум семь новых производств с общим объёмом инвестиций более 7 млрд рублей. Но уверен, что их будет ещё больше.