Развитие по столичным меркам

С самого начала строительства "Лахта Центр" стал драйвером для освоения бизнесом прилегающих территорий. Район обновился до неузнаваемости. Но главные перемены впереди.

О том, как соседство с самым высоким небоскрёбом в Европе влияет на сегмент коммерческой недвижимости, "ДП" рассказал генеральный директор ООО "Атлантик" Юрий Сулягин.

Что характерно для локации сегодня и что будет после окончательного запуска башни в эксплуатацию?

— Сейчас в этой части Приморского района сформированы современная деловая и общественная зоны, центром притяжения которых стал именно "Лахта Центр". Всего за несколько лет здесь появились метро, пешеходный мост и многофункциональный стадион, преображается некогда пустынный парк 300–летия Петербурга. В конце прошлого года в рамках масштабного благоустройства на берегу пляжа начали возводить 175–метровые флагштоки, которые помимо прямого назначения будут выполнять функцию волнорезов. На побережье собираются завезти морской песок и обустроить всё для отдыха.
Локация обрастает и необходимой сопутствующей инфраструктурой, становится комфортной для жизни и всё более популярной среди людей с достойным уровнем дохода и высокими покупательскими запросами. В данный момент это по большей части петербуржцы.
С вводом в эксплуатацию "Лахта Центра" изменения станут ещё более заметны. Только представьте: по разным оценкам, в башне не менее 400 тыс. м2 офисных помещений, а значит, там будет трудиться около 40 тыс. служащих — представителей ПАО "Газпром". А это на 90% москвичи, с их уровнем зарплат, манерами, привычками тратить деньги. В скором времени они приедут сюда с семьями, будут здесь жить, ходить в рестораны и торговые центры. Таким образом, численность платёжеспособного населения Северной столицы может увеличиться на 5%! Для подъёма петербургской экономики и развития бизнеса я вижу лишь одни плюсы.

То есть район не просто преображается, а становится более деловым, премиальным? Как это влияет на развитие коммерческой недвижимости и вашего центра в частности?

— С момента постройки комплекса "Атлантик Сити" прошло уже 12 лет, и за это время многое изменилось. Например, в локации появилось огромное количество торговых площадей. К слову, в Петербурге их сейчас даже больше, чем в Москве. Покупательная же способность совсем другая. В итоге налицо рынок арендатора, системы скидок и тенденция на понижение арендных ставок. Кроме того, меняется культура потребления, кто–то насытился доступностью магазинов, кто–то переключился на маркетплейсы — торговле становится невыгодно арендовать помещения.
В сегменте офисной недвижимости — наоборот. Ещё до пандемии мы ощутили явную нехватку площадей в бизнес–центрах класса А и В+. У нас даже был сформирован лист ожидания. Поэтому тогда мы решили провести реконцепцию торгового центра "Атлантик Сити" и часть помещений, предназначенных под ретейл, переоборудовать в офисное пространство. Это было непросто. Пришлось серьёзно изменить планировки, построить стеклянный атриум, сделать так, чтобы в каждом офисе было достаточное количество света и воздуха. Мы добавили 15 тыс. м2, увеличив общий объём сдаваемых офисных площадей до 40 тыс. м2. Думаю, подобные перестройки рано или поздно ждут все торговые центры. Это дань времени. Европа и Америка уже прошли по этому пути, закрыв 60% торговых площадей ещё 25 лет назад.

Эксперты считают, что перспективным путём для развития ТК является не только расширение функций, но и различные коллаборации с арендаторами и владельцами помещений. Насколько это верно и есть ли у вас уже совместные планы с будущими резидентами "Лахта Центра"?

— Да, безусловно, это тоже один из вариантов развития. Но в нашем случае самый большой плюс от непосредственной близости "Лахта Центра" состоит в том, что до него будут ходить шаттлы от станции метро "Беговая", а конечная их остановка — как раз на территории нашего комплекса. В остальном до сих пор достоверно неизвестно, какие арендаторы разместятся в башне, так что пока о коллаборациях говорить рано.

Каким образом происходящие события повлияли на посещаемость торговых комплексов? Как сегодня можно привлечь аудиторию и что для этого делаете вы?

— По сравнению с допандемийными показателями посещаемость, безусловно, упала, покупательная способность тоже. Некоторые магазины были вынуждены закрыться и уйти с российского рынка. Так, у нас на сегодняшний день пустует около 10% торговых площадей, но, как показывает практика, это не так плохо. Зато у некоторых наших арендаторов, предлагающих достойный продукт отечественного производства, дела пошли в гору. Но пока они не спешат занимать свободные метры — всё–таки слишком сузился горизонт планирования и никто не может сказать, что будет завтра.
Мы стараемся идти в ногу с предпочтениями потенциальных покупателей или даже предвосхищать их. У нас представлены как премиум–бренды, так и качественный массмаркет. Также собираемся расширить товарные категории, закрыть освободившиеся после ухода IKEA ниши мебели, товаров для дома. Вместо Prisma у нас сейчас работает магазин крупной торговой федеральной сети, но мы всё ещё находимся в поиске. Были бы рады сотрудничеству с молодой растущей компанией, которая работает по европейским принципам и вкладывает свою прибыль в повышение качества и развитие.
И главное — в ближайшее время мы закончим реконцепцию комплекса открытием современного фуд–холла FOOD MEET HALL. Мы позиционируем его как место, где можно с комфортом перекусить во время деловой или личной встречи, отсюда и название гастрономического пространства. На 1600 м2 разместятся корнеры с модной азиатской и восточной кухней, обязательно будут предложения и популярных европейских блюд. Мы рассчитали, чтобы места хватило всем: тем, кто трудится в нашем бизнес–пространстве, в том числе в 27–этажной башне "Атлантик Сити", а также приезжает сюда по работе или для шопинга.

Как думаете, что ждёт ретейл и торговые комплексы в ближайшем будущем?

— Сегодня сложно делать прогнозы, но одно могу сказать точно: когда в Лахту приедут представители "Газпрома", район будет демонстрировать рекордные показатели по покупательной способности. И это уже не за горами.