Масштабы проблемы, с которой столкнулась компания Adidas, в индустрии моды беспрецедентны.
Компания разорвала отношения с рэпером и модельером Канье Уэстом после антисемитского скандала. Спустя несколько месяцев она предупредила, что ей грозят огромные убытки, если не получится продать свои запасы. Ситуация настолько сложна, что Adidas может начать буквально сжигать свою обувь.
Это значительное ухудшение ноябрьского прогноза, когда в компании заявили, что могут возместить “подавляющее большинство” потерь, изменив бренд обуви и сделав скидку.
Антисемитизм Канье Уэста стоил ему Adidas и большей части его империи, отмечает Washington Post. Доход связанной с Канье Уэстом линейки Yeezy составлял почти $2 млрд в год.
Эксперты говорят, что решение проблемы будет особенно сложным, поскольку компания на каждом шагу сталкивается с этическими и финансовыми препятствиями.
Недавно назначенный генеральный директор Бьерн Гульден в этом месяце дал понять, что Adidas, возможно, не продаст ни одного существующего продукта. Компания заявила, что может потерять до 1,2 млрд евро выручки в этом году и 500 млн евро операционной прибыли, если не сможет перепрофилировать продукцию.
Конечно, Adidas может реализовать план продажи товаров со скидкой, без этикетки, но это большой риск. Такой шаг, говорит аналитик рынка Том Никич, может иметь неприятные последствия для репутации компании: "Это всё равно выглядело бы так, как будто они извлекали выгоду из сотрудничества с кем-то, кто делал откровенные антисемитские заявления”.
Можно попробовать продать оставшиеся товары через дисконтные магазины, или продавать их посреднику, который затем мог бы распространять их среди розничных торговцев в развивающихся странах, сказал Марк Коэн, директор по исследованиям розничной торговли Колумбийского университета. Это обычная практика, уточнил он.
И третий путь: ликвидация продукции. Так, например, поступила обувная компания Allbirds: она объявила в августе, что ей придется ликвидировать одежду почти на $12 млн после продвижения неудачной модели. Эта практика всё ещё распространена в отрасли, несмотря на этические и экологические соображения. В 2017 году Nike уничтожила обувь, которую решила не продавать в своём магазине в нью-йоркском Сохо.
Другие модные бренды, такие как Coach, Victoria's Secret и Louis Vuitton, в последние годы привлекли к себе негативное внимание за уничтожение своих товаров в попытке сохранить ценность своего бренда. В 2018 году Burberry заявила, что прекратит практику сжигания непроданных товаров, объявив, что уничтожила товаров на сумму около $37 млн.
Элизабет Нейпир, доцент Университета Толедо, которая изучала, как модные компании избавляются от непроданной продукции, сказала, что лучшим вариантом для Adidas было бы пожертвовать обувь на помощь в случае стихийных бедствий, таких как в Турции и Сирии после февральского землетрясения.
Как писал "ДП" в середине декабря, продажи популярных брендов одежды на Авито в Санкт–Петербурге выросли в два раза за прошлый год. Среди ушедших брендов россияне особенно активно активно покупали товары класса "люкс" (Louis Vuitton, Gucci, Chanel и др.), спортивную одежду (Nike, Adidas, Reebok и Puma), а также масс–маркет и детскую одежду.
Месяцем ранее Adidas оценил ущерб от партии "серых" кроссовок на таможне Петербурга в 11 млн рублей. Партию из 1368 пар мужских кроссовок линейки Yeezy попыталась ввезти из Китая петербургская компания.