По экспертным оценкам, темпы производства продуктов питания в 2022 году замедлились. Хорошую динамику сохраняет алкоголь и другие напитки.
Пищевая промышленность России по итогам прошлого года выросла лишь на 0,4%, посчитали аналитики INFOLine. Замедление динамики произошло на фоне высокой продовольственной инфляции (15,8%). В натуральном выражении по многим категориям товаров отрасль продемонстрировала падение. Эксперты предупреждали о таких последствиях ещё в середине года, когда обратили внимание на снижение кредитной задолженности предприятий пищепрома: этот фактор всегда указывает на замедление инвестиционной активности, что влечёт за собой снижение объёмов производства.
Тяжёлая ситуация наблюдается практически во всех категориях продуктов, что в большей мере связано со снижением покупательской активности, не говоря уже о других проблемах, с которыми столкнулся бизнес. Однако спрос на алкоголь как самый привычный "антидепрессант" по итогам года, напротив, вырос.
Стоит заметить, что оценки аналитиков INFOLine идут вразрез с официальными данными Росстата, согласно которым пищевая промышленность в 2022 году выросла на 19,8%, а производство напитков — на 17,3%.
Генеральный директор INFOLine Иван Федяков убеждён, что пищевую промышленность по итогам 2022 года вытянули производители напитков: если продукты питания остались на уровне предшествующего года с приростом в пределах статистической погрешности, то объёмы выпуска напитков в стране выросли на 3%, и эта положительная динамика наблюдается на фоне достаточно высокой базы 2021 года.
К проблемам пищевой промышленности эксперт относит рост вертикально интегрированных компаний, которые наращивают свои рыночные силы и всё больше от сырьевого сектора переходят к переработке и выпуску конечной продукции.
“
"“Мираторг”, “Черкизово” шагают в этом направлении, менее активно наращивая сырьевую базу и в большей степени производя конечный продукт. Высокий уровень консолидации в ретейле приводит к тому, что сбыт становится всё более сложным. По нашим оценкам, в Петербурге на долю 10 крупнейших FMCG–ретейлеров приходится более 80% оборота продуктов питания, — отмечает Федяков. — Закрываются сети, уходят производители. Казалось бы, логичнее было бы в этих условиях поддержать региональных игроков, но мы видим, что происходит обратный эффект. Вспомнить хотя бы то, что помещения бывших магазинов Prisma отдали под “Пятёрочки” и “Перекрёстки”".
Ещё одна тенденция прошлого года — сделки M&A. Эксперты делят их на те, которые связаны с уходом международных игроков, и те, что продиктованы выстраиванием вертикальной интеграции в среде крупнейших игроков. Как подчёркивает партнёр компании "Интерцессия" Эмиль Юсупов, подобные сделки могут привести к консолидации рынка и ограничению конкуренции, что негативно сказывается на потребителях, в связи с чем представляется особенно важной роль ФАС.
"Одной из причин выхода иностранных участников могут служить инициативы со стороны России, например недавнее предложение РСПП об ограничении зарубежных акционеров в правах (не учитывать их голоса на общем собрании, не распространять на них право требования выкупа акций при реорганизации, исключить преимущественное право приобретения дополнительных акций и т. д.)", — поясняет он.
Заметен и тренд на брендозамещение. Причём его осуществляют не только российские компании, стремящиеся заменить уходящие бренды на полках торговых сетей и выпускающие новые виды продукции. Этим занимаются и международные компании, продолжающие работать в стране. После покупки ГК "Велком" российского бизнеса Valio флагманским брендом стал Viola, а сыр Oltermanni получил имя Laplandia. Производитель "Нестле Россия", заменяя бренды KitKat и Nesquik, выпустил батончики Goodmix и какао "Хрутка".