Бизнес–клуб "Атланты" провёл исследование и выяснил, что четверть опрошенных петербургских бизнесменов собираются в ближайшие 3 года выходить на зарубежные рынки. Самыми перспективными, по их мнению, являются страны СНГ (30%), Азии (28%) и Латинской Америки (13%). Привлекательными эти регионы 23% опрошенных считают из–за широкого рынка сбыта, 20% — из–за доступности ресурсов для ведения бизнеса и 19% — из–за налоговых льгот.
Собственные перспективы большинство оценивает весьма оптимистично. 31% планирует стабилизировать операционные показатели бизнеса в новых регионах в течение первых 2 лет, 15% — за 3–5 лет, 5% — за 5 и более.
Новая аудитория
Михаил Белоусов, генеральный директор ГК "Маршал", считает, что петербургские компании могли бы предложить рынкам СНГ, Азии и Латинской Америки продукты машиностроения, металлообработки, химической промышленности и производства высокотехнологичных товаров. Но при этом придётся конкурировать с Китаем, у которого ниже себестоимость производства и дешевле логистические услуги.
Наиболее активными в вопросе экспансии на рынки СНГ стали транспортные и логистические компании. Андрей Мякин, директор по продажам СДЭК, считает, что это связано с релокацией россиян, а также уходом из страны западных компаний.
"После ухода иностранцев с российского рынка мы обязаны заместить их на рынке доставки товаров в Россию и из неё. Востребованность наших услуг также растёт из–за миграции наших соотечественников за рубеж", — говорит он.
СДЭК в скором времени планирует открыть отделение в Таджикистане. Компания уже вышла в Казахстан, Белоруссию, Армению, Грузию, Азербайджан, Киргизию, Узбекистан, Абхазию.
"Рынки е–commerce в этих странах сейчас в самом начале развития, как 5 лет назад в России. Поэтому в этом году наш фокус нацелен на рынки СНГ. В конечном итоге мы хотим стать заметными во всём мире", — отмечает собеседник "ДП".
Китайская экспансия
Вадим Филатов, заместитель директора Первой экспедиционной компании (ПЭК), считает, что российский бизнес быстро переориентировался на альтернативных поставщиков и рынки сбыта в странах Юго–Восточной, Центральной и Средней Азии, а также СНГ.
"По итогам 2022 года лидером по грузообороту стал Китай. Объём заявок в ПЭК на доставку из КНР ежемесячно увеличивается в среднем на 4%. Вслед за ростом спроса на перевозки мы запустили дополнительные рейсы. Поскольку российский бизнес ускоренно переориентировался на альтернативных поставщиков, ПЭК запустил услугу торгового агентирования, которая включает сопровождение при подборе товара по номенклатуре и техническому заданию, разработку графика отгрузок, подготовку документов. Теперь в Китае мы оказываем сервис комплексной логистики", — поделился он.
Однако логистический бизнес, работающий с Китаем, сталкивается с трудностями из–за возникшей перегруженности портов. По словам Филатова, терминалы в порту Владивосток загружены отправлениями на 150%.
"По итогам 2022 года товарооборот между Россией и восточными партнёрами по СНГ увеличился в 1,4 раза и достиг $81,3 млрд. В прошлом году на 24% вырос спрос на доставку из Узбекистана, Таджикистана, Армении и Казахстана. Наша компания в 2022 году запустила новые филиалы в этих странах", — также рассказал Филатов.
В этом году ПЭК собирается открыть новые филиалы в Казахстане и развивать внутренние маршруты сети в странах СНГ, чтобы упростить перевозку не только между крупными городами, но и в небольшие регионы с населением менее 100 тыс. человек.
Кто перспективнее
Среди стран СНГ с наиболее широким потребительским потенциалом Филатов называет Узбекистан, Армению и Казахстан. Так, рост экономики Узбекистана один из самых высоких в СНГ и составляет около 10% в год. За последние 10 лет частное предпринимательство значительно увеличило собственный вклад в ВВП Узбекистана (с 30 до 50%).
"По итогам 2022 года товарооборот между Россией и Узбекистаном вырос на 23% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года и достиг $9,28 млрд. За 9 месяцев 2022 года самые высокие темпы роста среди стран СНГ показал товарооборот между Россией и Арменией. Показатель увеличился на 85% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил $3,8 млрд", — добавил Вадим Филатов.
Объём заявок на перевозки ПЭК в прошлом году в этом регионе вырос в 2,2 раза по сравнению с двумя предыдущими месяцами. Категории–лидеры: продовольственные товары и сельхозсырьё, текстиль и обувь, товары народного потребления.
Что касается Казахстана, в 2022 году ВВП страны в реальном секторе увеличился на 3,2%, в сфере услуг — на 2,5% год к году, по данным министерства национальной экономики республики. Товарооборот между Россией и Казахстаном вырос на 10% и составил $26 млрд.
По оценке представителя ПЭК, одно из основных преимуществ Казахстана — удобное географическое расположение, так как страна находится на пересечении 11 экономических коридоров.