В ночь на 13 марта в Лос–Анджелесе в 95–й раз пройдёт церемония вручения одной из главных кинонаград мира — премии "Оскар", которую ежегодно присуждает Американская киноакадемия. Победителей определят в 23 номинациях.
В истории "Оскара" забавных и драматических случаев наберётся предостаточно. В нелепые ситуации попадали режиссёры, актёры, ведущие и даже целые съёмочные группы.
Казусы и конфузы
В 1934 году один из самых титулованных (в недалёком будущем) голливудских режиссёров — Фрэнк Капра был настолько уверен, что награда достанется именно ему, что не дождался объявления фамилии, а сразу побежал на сцену. Но оказалось, что академики выбрали лучшим режиссёром другого Фрэнка — Ллойда, отметив его работу над фильмом "Кавалькада". Капра позднее вспоминал, что, поняв свою ошибку, ему хотелось провалиться сквозь землю, исчезнуть, и побыстрее. Но в следующем году его ждал реванш: мало того что получил свою первую статуэтку (а всего его отмечали трижды за лучшую режиссуру), так ещё и возглавил Киноакадемию, существенно её реформировав.с
В 1959 году церемония награждения неожиданно завершилась на 20 минут раньше, и её ведущему Джерри Льюису пришлось срочно придумывать, как развлечь присутствовавших и зрителей у экрана, поскольку остановить трансляцию возможности не было.
В истории премии было несколько случаев, когда награду получал не один номинированный, а больше. Но самый известный произошёл в 1969 году: дебютантка Барбра Стрейзанд и великая Кэтрин Хепбёрн получили равное количество голосов академиков, и, соответственно, каждой вручили по статуэтке.
1970–е отметились более яркими эскападами. На церемонии 1974 года перед объявлением выхода актрисы Элизабет Тейлор на сцену выбежал полностью обнажённый мужчина и шустро скрылся за кулисами. Что это было — никто так и не понял, присутствовавшие впали в состояние полного изумления. Все, за исключением британского актёра и соведущего церемонии Дэвида Нивена, который лишь мило улыбнулся, как будто всё так и задумывалось.
Первый век кинопремии закончился удивительным и даже символическим случаем. В 2000 году незадолго до церемонии весь комплект золотых наград выкрали сотрудники транспортной компании, которая доставляла их в Лос–Анджелес. Стихийные злоумышленники намеревались их продать, но передумали и выбросили в ближайшую помойку. Там их случайно нашёл местный житель и вернул находку по адресу.
А в новом веке самым запоминающимся всё ещё остаётся эпизод 2017 года. Заслуженные артисты Уоррен Битти и Фэй Данауэй вышли объявлять победителя в самой престижной категории "Лучший фильм" и сперва назвали новаторский мюзикл "Ла–Ла–Лэнд". Счастливая съёмочная группа во главе с режиссёром Дамьеном Шазеллом и актрисой Эммой Стоун уже выбежала на сцену, как выяснилось, что ведущим выдали неправильный конверт. Настоящим победителем оказалась драма Барри Дженкинса "Лунный свет". Остаётся только предполагать, какие чувства испытали в тот момент и те, кто был на сцене, и те, кто сидел в зале.
…Что нам негоже
В это сложно поверить, но в истории премии были лауреаты, публично отказывавшиеся от награды. И делалось это не ради эпатажа, а из стремления поддержать значимые инициативы или акцентировать внимание на замалчиваемой проблеме. Всего таких отказников было трое.
В 1936 году Дадли Николс не принял награду, присуждённую ему за сценарий "Информатора" (режиссёр Джон Форд). Николс был одним из основателей Гильдии сценаристов, которая в тот момент вела ожесточённую борьбу со студийными боссами, в том числе и за более высокую оплату труда. "Принятие этого приза означало бы предательство почти тысячи членов гильдии", — написал в письме Николс. Правда, спустя 2 года он всё–таки забрал полагающуюся ему статуэтку и позднее трижды выдвигался на "Оскар".
В 1971 году актёр Джордж С. Скотт, узнавший о номинации в категории "Лучшая мужская роль" за исполнение роли генерала Джорджа Паттона, сообщил, что проигнорирует церемонию, поскольку считает всю эту практику "варварской и глубоко порочной". Несмотря на столь резкое заявление, Скотт всё равно победил, а награду от его имени принял продюсер фильма Фрэнк Маккарти и вернул её на следующий же день, как и просил будущий лауреат.
Самый же известный эпизод случился на церемонии 1973 года. Вместо Марлона Брандо, выигравшего "Оскар" за роль дона Корлеоне, премию вышла получать общественная деятельница и актриса Сачин Маленькое Перо. Когда Роджер Мур протянул девушке статуэтку, та подняла руку в знак отказа и обратилась к потрясённой аудитории с короткой речью: "Мистер Брандо не может принять эту щедрую награду. Причина в том, как обращаются с американскими индейцами в киноиндустрии и на телевидении, а также в связи с недавними событиями в Вундед–Ни". Всё то время, что Сачин говорила, публика неодобрительно свистела, шумела и громко аплодировала.
Прорывы, рекорды и антирекорды
Премия "Оскар" славна, конечно же, не только происшествиями, но и многочисленными прорывами, иногда радикальными, иногда запоздалыми, рекордами и антирекордами.
Целый ряд талантливых и выдающихся кинематографистов так никогда и не были отмечены Киноакадемией. В их числе Чарли Чаплин, Альфред Хичкок и Питер О’Тул. В оскаровских неудачниках много лет ходили Мартин Скорсезе и Леонардо Ди Каприо, пока киноакадемики всё–таки не решили их наградить — первого за "Отступников", а второго за "Выжившего", — вызвав бурю эмоций в социальных сетях и породив тысячи мемов. Среди актрис и актёров, которым по–прежнему не удаётся убедить коллег в своём мастерстве, Гленн Клоуз (восемь номинаций), Эми Адамс (шесть номинаций), Джонни Депп и Эдвард Нортон (по три номинации). У фильмов тоже есть свои антирекордсмены. Например, в 1942 году выдающаяся по художественным качествам работа Уильяма Уайлера "Лисички" получила девять номинаций и не выиграла ни одной. В 1959 году драму Фреда Циннемана "История монахини" выдвинули в восьми номинациях — и тоже без результата. В 2010–м новаторский вестерн братьев Коэн "Выдержка" отметили в 10 категориях, но церемония закончилась для них полным провалом.
А вот среди настоящих прорывов стоит вспомнить победу Хэтти Макдэниел за роль Мамушки в "Унесённых ветром": актриса стала первой в истории американского кино темнокожей исполнительницей, одновременно номинированной на награду и удостоенной её. Этот успех был повторён почти через 20 лет: первым темнокожим актёром, получившим "Оскар", стал Сидни Пуатье за роль в драме "Полевые лилии".
В 2010–м киноакадемики наконец заметили, что кино снимают не только мужчины, но и женщины, и наградили Кэтрин Бигелоу за фильм "Повелитель бури". Правда, вторая женщина–режиссёр выиграла "Оскар" спустя только 11 лет: в 2021–м Хлоя Чжао получила престижную кинонаграду за камерный фильм "Земля кочевников". За всю историю премии в категории "Лучший режиссёр" номинировали всего лишь восемь женщин. Первой — в 1977 году — была Лина Вертмюллер.
В числе же счастливчиков можно назвать, например, Сэма Мендеса, с первой же попытки взявшего приз в номинации "Лучший фильм" и "Лучший режиссёр" за кинокартину "Красота по–американски". За 95 лет таких режиссёров набралось меньше полутора десятков. А тех, кто смог выиграть престижнейшую "большую пятёрку" (лучшие фильм, режиссёр, сценарий, актёр и актриса), и вовсе трое: Фрэнк Капра ("Это случилось однажды ночью", 1935), Милош Форман ("Пролетая над гнездом кукушки", 1975) и Джонатан Демме ("Молчание ягнят", 1991). А вот Дэниэл Дей–Льюис стал единственным за всю историю академии актёром, трижды выигрывавшим золотую статуэтку в номинации "Лучшая мужская роль". Даже у Джека Николсона их всего две, третья — за роль второго плана. Рекордсменкой же по количеству номинаций — 21 — на настоящий момент является великая Мэрил Стрип, и вряд ли её кто–то вообще сможет превзойти. С большим отрывом от коллег идёт Уолт Дисней, основатель студии Walt Disney Pictures, получивший за свою карьеру 26 наград. Среди кинокартин, добившихся максимального успеха (11 "Оскаров"), первое место делят три: "Бен–Гур" (1959), "Титаник" (1997) и "Властелин колец: Возвращение короля" (2003).
95–й по счёту "Оскар" вряд ли окажется таким же непредсказуемым, как, допустим, "Оскар" 2020 года, завершившийся триумфом корейских "Паразитов". И уж тем более вряд ли кто–то решится повторить историю с перепутанными конвертами. Но "тёмные лошадки" среди номинантов тоже есть, а киноакадемики всё ещё способны удивить не только себя, но и мир.