Эксперимент по курортному сбору должен начаться в Петербурге с 1 августа. В АТОР полагают, что если задуманное станет реальностью, городская казна только до конца текущего года пополнится на 400–500 млн рублей.
"ДП" узнал, во что могут конвертировать эти деньги, чего опасаются петербургские отельеры и не отпугнут ли дополнительные платы российских туристов, столкнувшихся с падением доходов.
Где на Руси платить хорошо
Сейчас курортный сбор де-факто действует на курортах Алтайского, Краснодарского, Ставропольского краев. Регионы могут устанавливать его размер самостоятельно, он варьируется от 30 до (максимум) 100 рублей в сутки. Собранные таким образом средства (операторами выступают гостиницы) аккумулируются в специально созданном Фонде развития курортной инфраструктуры, а потом тратятся на её развитие, ремонт, строительство, содержание и благоустройство.
В Крыму сбор изначально ввели на отдельных территориях, но увидев, что дополнительно поступающие в бюджет 30–50 млн почти целиком уходят на администрирование процесса, наложили на региональный закон мораторий, а в феврале прошлого года и вовсе его отменили, назвав нецелесообразным. Противоположным образом история сложилась в Краснодарском крае. Через полтора года после запуска эксперимента в Анапе, Геленджике, Горячем ключе, Сочи и четырёх МО, сбор ввели в ещё трёх поселениях, а с апреля он будет действовать в т.ч на федеральной территории "Сириус", где несколько месяцев назад проводился "АТОМЭКСПО-2022".
Как рассказал "ДП" на анонимных условиях инженер, неофициально занимавшийся техническим обеспечением международного форума, за восемь дней проживания в гостинице он и другие прилетевшие из Петербурга работники заплатили по 450 рублей. Сумму целиком взяли с каждого гостя при заселении, а через три дня выдали ещё один чек, но уже с квитанцией. Несмотря на лёгкое замешательство на ресепшен, изъятие денег оказалось быстрым и безболезненным.
"Портье сказала, что отдаст ключ, когда мы заплатим курортный сбор. В номере мы оказались довольно быстро. Ощущение, будто у неё уже заранее всё было в какой-то программе: тык-тык — плати, тык-тык — плати… Не помню, чтобы пришлось заполнять бумажки, что-то подписывать. При этом у нас была возможность сразу подойти к начальнику и вернуть эти деньги, но в этом не было необходимости. Мы записали сбор в ежедневные расходы, а когда вернулись — сдали квитанции вместе с другими отчётами. Деньги вернули вместе с зарплатой, но поскольку за неделю мы получили по 75 тыс. никто бы и не заметил, что не хватает каких-то 500 рублей", — признался молодой человек.
Меньше денег — больше нервов
Едва появившись на сайте Смольного, законопроект о введении курортного сбора вызвал у представителей гостиничного бизнеса множество опасений и вопросов. Так, руководитель "Лиги малых отелей, хостелов и туристического жилья" по СЗФО Алёна Енова считает, что, убегая от бюрократической волокиты часть туристов действительно сделает выбор в пользу нелегальных средств размещения. При этом в сложившихся внешнеполитических условиях одна из главных проблем заключается скорее в ощущении цены для гостя, особенно если тот изначально делает выбор в пользу эконом-сегмента.
"В низкий сезон минимальная цена в хостелах составляет 250–300 рублей за сутки. В этом случае курортный сбор в размере 100 рублей — это уже +40% к стоимости проживания. Обычно все мировые дестинации используют этот налог как ограничение. Но, неужели мы действительно хотим ограничить приток туристов? Одно дело — если бы мы играли на мировой арене, но основная конкуренция сейчас идёт как раз на внутреннем рынке. Это для иностранца рубль всегда был дешевле, но их практически нет, а люди из регионов месяцами копят на такие поездки. Сейчас каждый город старается быть максимально привлекательными для российского туриста, который, давайте откровенно — не может похвастаться высокими доходами в последнее время. Соответственно, выбирая между Петербургом и каким-то другим прекрасным городом нашей прекрасной страны, чаша весов может склониться не в нашу пользу", — предостерегает эксперт.
С тем, что время для эксперимента выбрано неудачное, согласна и вице-президент по связям с общественностью Ассоциации малых гостиниц Санкт-Петербурга Тамара Буйлова. Отельерам не только придётся столкнуться с дополнительной административной нагрузкой, но и подготовить персонал к возможным стрессовым ситуациям на случай, если процесс взимания окажется некомфортным для исполняющей, принимающей или контролирующей стороны. И это уже не говоря о существующих обязанностях вроде регулярных отчётов перед МВД и необходимостью оформлять временную регистрацию гостям, прибывающим на длительный срок.
"Большинство сталкиваются с курортным сбором непосредственно при заселении в гостиницу, поэтому во избежание серьёзных операционных проблем нужно проработать всевозможные тонкости — механизм должен быть простым и понятным. Допустим, человек занимает номер с полуночи. С него сбор как брать — за 4,5 суток или только за четверо? — рассуждает Тамара Буйлова. — Или, если от уплаты освобождаются, в частности, владельцы жилой недвижимости на территории Петербурга (суммарно в региональном законопроекте указано 20 категорий граждан, которые не платят сбор — Ред.) — явно копия договора будет не у каждого, кто хочет заселиться в гостиницу. В таких ситуациях начинается достаточно громоздкое дополнительное общение с гостем, которое может вызвать повод для гнева: "А жилье у вас городе есть? "А документы с собой?" Конечно, пока проект является проектом, но рассчитываю, что подзаконные акты, где пропишут порядок работы, не будут создаваться без гостиниц".
Запросы на детальную проработку законопроекта и взаимодействие с городским правительством озвучили все опрошенные "ДП" отельеры: на фоне сократившегося горизонта планирования им особенно важно получить для работы простые и чёткие инструменты, отчасти нивелировав репутационные потери. И хотя из-за повсеместного введения туристического сбора некоторые гости могут отдавать предпочтение нелегальным гостевым домам, для большинства российских туристов, ввиду невысокой стоимости, такой налог будет восприниматься скорее как неприятное психологическое ограничение. А поскольку основная часть путешественников скорее всего останется в хостелах, отелях и на курортах, работающих легально, на заполняемости гостиниц, которая сейчас подбирается к допандемийным показателям, как и на количестве туристов, он скорее всего не отразится.
Всё познаётся в сравнении
В комитете по развитию туризма Петербурга "ДП" объяснили, что отправленный на антикоррупционную экспертизу законопроект о введении курортного сбора был опубликован в соответствии с регламентом рассмотрения, в том числе для обсуждения: собрать мнения, посмотреть, что нуждается в доработке. "Впереди ещё очень большая работа, законопроект будет ещё неоднократно обсуждаться, в том числе — с представителями гостиничной отрасли, участниками туристического рынка. Если произойдут какие-то изменения в федеральном законодательстве, необходимо будет их также учитывать. Комментировать данный законопроект пока ещё рано", — сказали в ведомстве.
Судя по аналогичным законам из других регионов и N 214-ФЗ, в документе, в частности, должны появиться пункты о размерах административных штрафов для операторов и туристов, саботирующих курортный сбор; конкретные уполномоченные органы, отвечающие за проведение эксперимента и надзор; особенности взимания курортного сбора с командированных и так далее. Кроме того, многие отельеры считают правильным менять размер сбора в зависимости от сезона, категории звёздности или стоимости номера, а значит и такую возможность (пусть и не сейчас) предстоит обсудить.
Профессор кафедры менеджмента РАНХиГС в Петербурге, доктор экономических наук Марина Морозова обращает внимание, что прогрессивная шкала работает во многих странах, но значительно усложняет процесс администрирования. "На первых этапах лучше ввести единый размер курортного сбора. Так гостиницам будет проще "обкатать" новый механизм, а гостям — привыкнуть к изменившимся правилам", — объясняет экономист. Видимо, по той же причине эксперимент планируют запустить на закате высокого сезона.
В целом отельеры согласны, что при целевом расходовании средств, курортный сбор — действительно эффективный способ привлечь в бюджет дополнительные деньги, на которые впоследствии можно модернизировать и восстанавливать туристскую инфраструктуру, создавать новые точки притяжения, чтобы из года в год приезжали всё больше туристов.
Остаётся открытым вопрос и о том, какие именно объекты курортной инфраструктуры будут ремонтировать за счёт сбора и что считать таковыми. Как правило, под ОКИ подразумевают пешеходные зоны, набережные, скверы и парки, но в Петербурге, где центр города попросту состоит из туристических объектов, к той же категории (по крайней мере, в теории), можно отнести кованые ограды, стилизованные скамейки, старинные фонари и даже фасады исторических зданий, которые также нуждаются в реставрации.
По мнению председателя комиссии отельеров Санкт-Петербургского отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" Эдуарда Демидова, лучше всего организовать работу таким образом, чтобы поступившие в бюджет средства инвестировались в строительство, реконструкцию или работы по содержанию ОКИ, на основании решений группы специалистов, созданной при комитете по развитию туризма. "Это будет самый эффективный инструмент, который скорее всего будет жить долгие годы", — полагает Демидов.
"Главное — чтобы через какое-то время правительство Петербурга показывало всем проживавшим в городе гостям, что удалось на эти деньги отреставрировать, — резюмирует Тамара Буйлова. — Если заплатившие сбор увидят, что конечная цель соответствует заявленной — сохранению, восстановлению и развитию туристского пространства, — то и число конфликтов [по мере реализации проекта] может сократиться".
“
На мой взгляд, основная проблема будет заключаться скорее в некоем сопротивлении со стороны туристов, приезжающих к нам из других регионов. Мы все граждане нашей страны, а Петербург — город с огромным культурным наследием, который должен посетить каждый. И брать за это какие-то дополнительные деньги, наверное, не очень правильно, если взглянуть на ситуацию глазами гостя. С технической точки зрения проблем с курортным сбором возникнуть не должно, а чтобы постояльцы сразу ориентировались — на сайтах гостиниц и сервисов бронирования можно отдельно указывать стоимость за номер и размер курортного сбора.
Ольга Киселёва
генеральный директор гостиницы "Адмиралтейская"
“
Гостиничная отрасль Санкт-Петербурга — одна из самых развитых в стране и для введения курортного сбора ей не понадобится серьёзной реорганизации. Обнародованные Минэкономразвития РФ результаты по эксперименту с введением курортного сбора впечатляющие — десятки и сотни миллионов рублей, которые тратятся на восстановление памятников, объекты туристической инфраструктуры. То есть, туристический сбор идет на пользу отдыхающим, однако далеко не все приветствуют эту идею. Согласно опросам, проведённых в социальных сетях и на сайтах популярных игроков туристического поля, большинство туристов недовольны введением туристического сбора и намерены отправиться туда, где его нет. Хотя ничего принципиально нового не придумано, подобные сборы есть и на некоторых заграничных курортах, — в Милане, Лиссабоне, Барселоне…Серьезного влияния на туристический поток введение курортного сбора в других туристических городах не оказало — и в Санкт-Петербурге тоже вряд ли окажет. Несущественный фиксированный платеж может показаться не самой большой нагрузкой на туриста и совершенно не факт, что сможет существенно снизить туристический поток — кто хочет приехать, приедет всё равно.
Алексей Черепахин
основатель и генеральный директор сервиса бронирования отелей, квартир и домов Tvil.ru
“
Отельеры готовы ко всему: количество отчётов, которые мы сдаём в целом, огромно, поэтому сдавать дополнительный не составит труда. Однако хотелось бы, чтобы всё было реализовано в электронном виде — удобно, комфортно и не занимало лишнего времени. Пожалуй, это самое важное с точки зрения отельеров. Полагаю, что экономический эффект для города от курортного сбора будет незначительным, но если уж власти идут на эти меры по каким-то причинам — а они их пока не озвучили, — хотелось бы, чтобы эти деньги не просто растворились в бюджете, а были бы направлены на поддержание инфраструктуры города, которая, конечно же, страдает от большого количества туристов. Что касается заполняемости гостиниц — есть очень важный нюанс. Например, в Сочи курортный сбор собирают все официально зарегистрированные гостиницы, которые платят налоги. Те же, кто арендует частное жилье, получается, освобождены от этого сбора. В Питере также есть огромное количество частных квартир, которые сдаются посуточно, и в связи с этим встаёт вопрос: как администрировать сбор с туристов, которые живут в частном секторе? На мой взгляд, городские власти должны как следует подумать над этим и найти решение, иначе это может привести к оттоку гостей из официальных гостиниц, что будет совершенно несправедливо по отношению к ним.
Николай Филатов
партнер УК "ZONT Hotel Group"
“
Отельеры в городе давно ожидали принятия данного законопроекта и провели определенные меры по предварительной подготовке к внедрению сбора. В первые недели действия сбора возможен технический аврал, поскольку потребуется время на отладку всех процессов. Перед началом эксперимента отелям необходимо настроить кассовые аппараты, PMS, адаптировать к сбору систему финансовой, бухгалтерской и управленческой отчетности. По нашей оценке, основанной на прогнозном значении ночёвок и исключающей квартирное размещение, доход в бюджет Петербурга от туристического сбора может составить от 800 млн до 2 млрд рублей в год, с учётом льготных групп туристов и местных путешественников, которые освобождены от уплаты данного сбора. При этом есть опасения, что инициативу могут посчитать успешной при поступлении даже любой минимальной суммы в бюджет, а отели даже при массовых отказах гостей от уплаты сбора будут стремиться решать такие конфликты без заявлений об административном нарушении гостя и платить сбор за него, чтобы не потерять рейтинг и лояльное отношение к отелю. Сбор вряд ли существенно повлияет на снижение туристического потока, но может оказать влияние на доходы города и отелей: не исключено, что при дополнительной нагрузке туристы начнут сокращать свои расходы, выбирая более бюджетное проживание, отказываясь от отельных завтраков или экономя на сувенирах. Также сбор может повлиять на заполняемость отеля в периоды низкого сезона. Поэтому, возможно, стоило бы рассмотреть отмену или снижение размера туристического сбора на период с ноября по февраль. При этом вероятность внедрения прогрессивной шкалы велика: сборы с туристического сегмента, равно как и государственная политика по увеличению доли ВВП от туристической индустрии, будут развиваться и дальше, а полученные доходы скорее всего, направят на ремонт фасадов зданий в районах экскурсионной активности туристов. В перспективе хотелось бы, чтобы помощь распределялась согласно ценности и привлекательности туристической инфраструктуры в городе, шла на дороги, навигацию, улучшение городской среды, организацию фестивалей и мероприятий. Ключевое — это прозрачность отчётности о туристических потоках и сборах.
Ангелина Самадова
независимый директор по развитию KravtGroup
“
На сегодняшний день гостиничная отрасль Санкт-Петербурга не готова к введению курортного сбора, для этого необходимо произвести множество действий как экономического, так и стратегического характера. Самое первое, что необходимо сделать со стороны правительства Санкт-Петербурга и представителей гостиничной индустрии — объединиться и создать необходимый орган по обмену мнениями, сбору информации, реализации процедурных и высокотехнологичных вопросов, по учёту и оптимизации работы в этом направлении. Санкт-Петербург очень колоритный город с точки зрения типов и видов туристов, поэтому на всех курортный сбор отразится по-разному и даже может привести к частичному процессу стагнации туристического движения. Оценка успешности проекта каждой стороной производится по-своему. Со стороны отельеров и представителей индустрии гостеприимства она будет заключаться в увеличении туристического потока, а с точки зрения правительства Санкт-Петербурга, конечно, будет оцениваться по валовому сбору этого продукта: чем больше денег поступит в казну и, чем эффективнее они будут реализовываться, тем активнее будет преумножаться объём и качество туристических продуктов для приезжающих в Петербург. А чтобы не возникало эксцессов ни со стороны индустрии гостеприимства, ни со стороны гостей города, необходимо совместными усилиями решать этот вопрос с точки зрения информирования туристического общества: применяя эффект нативной рекламы созидательного характера, объясняя каждому туристу, что он принимает участие в фактическом создании облика туристического Петербурга.
Эдуард Демидов
председатель комиссии отельеров Санкт-Петербургского отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России".