К концу года до 80% продаж новых машин могут обеспечить АвтоВАЗ и бренды из КНР.
Китайские автомобильные марки продолжают открывать новые дилерские центры. Кроме уже известной на рынке тройки Chery, Geely и Haval в Санкт–Петербурге появились шоурумы Omoda, Faw, Changan, Skywell и других новичков. За минувший год количество городских игроков рынка, заключивших контракты на официальное представительство китайских марок, выросло на 71%. Так, если в январе 2022 года их в городе было 45, то сегодня уже 77, рассказали "ДП" в аналитическом агентстве "Автостат". Такая тенденция характерна и для Северо–Западного региона, и для России в целом. Если год назад в стране работали 723 автодилера, представляющие автобренды из Поднебесной, то в январе–2023 — уже 1053.
После остановки поставок на российский рынок большинства европейских, американских и японских брендов, объявленной в прошлом году, площади дилерских центров постепенно пустели. Напомним: за 2022 год продажи новых легковых автомобилей в стране сократились на 59% и составили 690 тыс. машин, подсчитали в комитете автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса. Набор в портфель китайских марок стал по сути основной возможностью обеспечить загрузку дилерских центров. Ведь именно китайские автопроизводители сохранили поставки в Россию и начали активную экспансию на наш рынок.
“
"В целом бренды из КНР за последний год нарастили свою долю на отечественном рынке новых легковых автомобилей до 30%, и этот показатель будет расти дальше", — указывает автоэксперт Денис Гаврилов.
Тройка лидеров полностью изменилась
В текущем году ситуация с продажами пока кардинально не изменилась: общее количество в штуках продолжило сокращаться, а доля брендов из КНР сохранила стремительный прирост. Так, по данным АО "ППК", в январе–феврале 2023 года автодилеры Петербурга продали 6128 новых легковых автомобилей — на 55% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом доля китайских марок выросла с 10% в январе–феврале 2022–го до 58,5% сейчас. В штуках же продажи новых легковых автомобилей из Китая в Северной столице за этот период выросли в 2,6 раза и достигли 3584 единиц.
Добавим, что по итогам 2 месяцев прошлого года тройка самых популярных марок в городе состояла из Kia, Renault и Hyundai (вместе они занимали долю примерно в 35% продаж). На данный же момент петербургский топ–3 новых легковых машин состоит из Chery, Lada и Haval (вместе составляют 49%). Корейские бренды перестали доминировать и на рынке авторетейла Северо–Запада, указывают и эксперты "Открытие Авто", которые подтверждают тенденцию: в регионе освободившуюся нишу продолжают активно осваивать отечественные и китайские автопроизводители.
Рост числа официальных игроков китайских брендов в Петербурге связан в первую очередь с намерениями автомарок из Поднебесной увеличить объёмы продаж в ближайшие годы, говорит гендиректор автохолдинга "Аларм–Моторс" Роман Слуцкий. Сами дилерские сети, по его мнению, также заинтересованы в новом сотрудничестве, поскольку хотят заместить бренды, прекратившие поставки автомобилей в Россию.
По его мнению, в китайском разрезе Chery, Geely и Haval, вероятно, сохранят лидерство на рынке. При этом другие марки из КНР покажут прирост. "Похоже, что вес в массовом сегменте в этом году наберут Kaiya и Baic — партнёры калининградского завода “Автотор”. А Jetour и Tank сделают хороший старт", — полагает собеседник газеты. До конца года в России ожидается появление нескольких совсем новых китайских брендов, но вряд ли они успеют внести солидный вклад в результаты года. А российский авторынок в целом ждёт важных новостей в этом году от отечественных автопроизводителей. АвтоВАЗ, "Москвич" и "Соллерс" намерены расширять свой модельный ряд за счёт кооперации с китайскими партнёрами, указывает Роман Слуцкий.
Схожего мнения придерживается директор по маркетингу и IT группы компаний "Петровский" Сергей Новосельский.
“
"Понятно, что будут укрепляться Haval, Chery и Geely. Наверняка будут набирать позиции Omoda и Changan", — говорит он. Например, в ноябре–декабре 2022 года в Петербурге и Ленобласти было продано 149 автомобилей Omoda, а в январе–феврале — уже 268. "И это всего с одной моделью, а бренд планирует активное расширение модельного ряда в 2023 году, — отмечает Сергей Новосельский. — Из тех же, кто планирует запуск, я думаю, неплохие шансы есть у Livan и Jetour".
По его мнению, среди участников рынка сегодня в выигрыше те, кто получил дилерство китайских автомарок ещё до осени 2022 года. "Вопросы, которые интересуют дилеров в первую очередь, — это модельный ряд, ценовая политика, условия оплаты. Важно также понимать, сколько дилеров планирует открыть в регионе тот или иной бренд. Все уже “накушались” политики Hyundai и Kia, когда в Санкт–Петербурге могло работать до 12 дилеров одного бренда. К сожалению, некоторые китайские бренды идут этим же путём", — говорит Новосельский.
Пустили корни
Не менее важный вопрос для автодилеров — планы возможной локализации производства, но говорить о них, по крайней мере до 2024 года, не имеет смысла, полагает собеседник "ДП". "Российский рынок сейчас явно не тот островок стабильности, где все хотят построить новые заводы", — отмечает он.
По словам директора по развитию группы компаний "Прагматика" Александра Шапринского, в авторетейле с уходом иностранных брендов освободилась не ниша, а целый рынок, поэтому китайские бренды и заявляют о себе практически каждый день.
"Ведущая китайская тройка уже “пустила корни” благодаря узнаваемости брендов и наработанной клиентской базе. Но альтернативные бренды в ближайшей перспективе начнут теснить основных игроков", — полагает Шапринский. Например, только Changan (известный также как китайский "АвтоВАЗ", то есть государственный автобренд) в течение 2023 года планирует вывести на российский рынок 12 новых моделей, включая премиальные модели, пикапы, электромобили и большегрузы.
По мнению Шапринского, два ближайших года российский авторетейл ожидает такая парадигма: новые авто будут в основном представлены китайскими и отечественными брендами, а незначительное количество остальных довезут параллельным импортом. "Последствия новой реальности — это увеличение стоимости европейских автомобилей как с пробегом, так и новых, ввезённых по схеме параллельного импорта, и их дефицит. И замещение европейских авто китайскими", — отмечает собеседник газеты.
Пока ещё есть стереотипы: не все привыкли и готовы рассматривать покупку китайских автомобилей, но это дело времени, полагает собеседник "ДП". "Через 3–4 года китайские авто массово выйдут на рынок автомобилей с пробегом, и тогда уже произойдёт окончательная перестройка рынка", — прогнозирует Шапринский.
По мнению Дениса Гаврилова, в текущем году рост популярности будет у суббрендов Chery — Omoda и Exeed. "Из других марок перспективы сильного роста есть у Changan. Возможно, к концу года наберёт популярность какой–то новый бренд, ещё не представленный у дилеров. Например, будет интересно следить за развитием Kaiyi", — рассуждает автоэксперт.
По его прогнозу, в 2023 году более 80% рынка займут российские и китайские марки, а небольшая доля останется у корейских компаний: например, Hyundai и Kia сейчас востребованы в схеме параллельного импорта. Продолжит расти и доля сегмента кроссоверов, так как китайские автомобили масштабно представлены именно в нём. "Последствия этой перестройки таковы: как ни удивительно, российский авторынок станет довольно разнообразным и технологичным", — говорит Денис Гаврилов. Китайские бренды везут в Россию широкий модельный ряд, и по отдельным маркам он даже шире, чем у предыдущих лидеров рынка — например, VW или Skoda, резюмирует он.