Аудитория церемонии вручения "Оскара" в этом году выросла. Участники финального киношоу года в этот раз были хорошо известны, тем интереснее было следить за их успехами и поражениями.
В ночь на 13 марта в Лос–Анджелесе прошла 95–я церемония раздачи золотых статуэток премии "Оскар". Как водится, одни герои вечера плакали от счастья, другие с трудом скрывали разочарование, что победа досталась не им, а третьи просто радовались случившемуся празднику кино. Триумфатором вечера стала безумная (в хорошем смысле!) картина "Всё везде и сразу", реализовавшая семь из 11 номинаций, причём в самых престижных категориях.
То вниз, то вверх
Каждый год у нескольких миллионов человек есть традиция: вечером или глубокой ночью (в зависимости от места проживания) усаживаться поудобнее перед телевизором или монитором и сперва часа три наблюдать, как по ковровой дорожке вереницей идут суперзвёзды мирового кино и просто талантливые люди, а затем ещё часа четыре — раздачу одной из самых престижных кинонаград.
Впрочем, за два десятка лет аудитория премии неуклонно сокращалась — сперва понемногу, затем едва ли не катастрофически: самые высокие показатели нового столетия были в 2014–м — 43,7 млн (тогда одним из главных претендентов на награды была драма "12 лет рабства"), самые низкие в 2021–м — 10,4 млн, что, разумеется, беспокоило и академию, и организаторов церемонии. Правда, в прошлом году стихийное шоу устроил актёр Уилл Смит, в прямом эфире давший в ухо ведущему Крису Року, тем самым затмив результаты премии, лауреатом которой стал и он сам. Однако в этом году случился внезапный рост на 13% по сравнению с 2022–м — с 16,6 млн до 18,7 млн.
Всего же церемонию посмотрели около 27,4 млн человек — с учётом социальных сетей и YouTube. По данным издания Deadline, это примерно на 5 млн больше, чем в 2022–м. Возможно, часть аудитории сумели привлечь номинированные блокбастеры "Аватар: Путь воды" Джеймса Кэмерона и "Топ Ган: Мэверик" Джозефа Косински. Так было в 1998 году с "Титаником", который выиграл 11 "Оскаров", а смотрели на это около 57 млн человек.
И жизнь, и слёзы, и любовь
Одна из причин роста аудитории в этом году, вероятно, состоит в грамотно выстроенной кампании продвижения номинантов — исполнителей прежде всего. К оскаровской церемонии впечатляющие истории возвращения Брендана Фрейзера ("Кит") и Ке Хью Квана ("Всё везде и сразу") в индустрию знали все, кто хоть сколько–нибудь интересуется современным кино. Собравшие несусветное количество премий, оба каждый раз реагировали на свои победы так искренне и органично, что разве только самый бессердечный человек остался бы безразличным.
У Мишель Йео и Джейми Ли Кёртис ("Всё везде и сразу") сюжеты, возможно, и не такие драматичные, но обе долго считались актрисами нишевыми — часто снимались в жанровом кино, преимущественно в экшенах и комедиях, и мало кем воспринимались как серьёзные исполнительницы. И вот на их пути встретились отвязные и безбашенные Дэн Кван и Дэниел Шайнерт (для простоты зовущиеся Дэниелами), предложили сценарий мечты и роли мечты и доказали, что Йео и Кёртис, а также Кван, способны не только всех удивить, но и превзойти более успешных коллег. Мишель Йео вошла в историю как первая актриса азиатского происхождения, получившая "Оскар" в номинации "Лучшая женская роль".
Победа этого квартета была, безусловно, ожидаема, хотя киноакадемики могли выкинуть фортель вроде того, что случился в 2008 году с Микки Рурком, сыгравшим роль жизни в драме Даррена Аронофски "Рестлер", весь наградной сезон шедшим без сучка, без задоринки и оступившимся только в последний момент: "Оскар" тогда выиграл Шон Пенн за роль Харви Милка, политика и первого открытого гея, избранного на госпост ("Милк", режиссёр Гас ван Сент). Тем более у Фрейзера был серьёзный соперник в лице Колина Фаррела ("Банши Инишерина", режиссёр Мартин Макдона), также выкарабкавшегося из череды неудач и тоже сыгравшего роль мечты. Или могли отдать большинство голосов Кейт Бланшетт ("Тар", режиссёр Тодд Филд). А Брендана Глисона или Барри Кеогана (оба — "Банши Инишерина") предпочесть Ке Хью Квану. Не говоря уж о Кёртис, которая, услышав своё имя, сперва не поверила и закричала (если переводить на русский литературный): "Господи, да вы серьёзно?!".
Церемония, проходившая в 95–й раз, стала, пожалуй, одной из самых искренних, эмоциональных и трогательных за последние несколько лет уж точно. И конечно, сделанный выбор следует счесть проявлением высшей справедливости к тем, кто её действительно заслуживал.
Всё везде и сразу
Успех студии А24, появившейся на свет в Нью–Йорке в августе 2012 года, трудно назвать иначе как ошеломляющим: за всю историю "Оскара" она стала единственной, чьи фильмы победили в один год в шести значимых номинациях — лучший фильм, режиссёр и все актёрские ("Кит" тоже её проект), обойдя стримингового монстра Netflix (выиграли в пяти номинациях). Научно–фантастический бесшабашный экшен Дэниелов стал самым титулованным фильмом, который получил наград больше, чем какая–либо другая картина, и в прокате собрал вчетверо больше своего бюджета ($25 млн).
Однажды выбранная стратегия — работать с дебютантами, рисковать, брать не самые популярные истории — оправдала себя полностью. За 11 лет существования А24 дала свет проектам Ноа Баумбаха ("Пока мы молоды", "Белый шум"), Джона Маклина ("Строго на Запад"), Ари Астера ("Реинкарнация", "Солнцестояние"), Ленни Абрахамсона ("Комната"), Йоргоса Лантимоса ("Лобстер", "Убийство священного оленя"), Алекса Гарленда ("Из машины") и многих других. Одни ленты включали в конкурсы самых авторитетных фестивалей, другие собирали впечатляющие бокс–офисы, третьи большого успеха не добивались, но тоже работали на имя студии. К "Оскару" А24 подбиралась давно — её картины отмечали за актёрскую работу ("Комната"), лучший фильм ("Лунный свет", "Эми"), визуальные эффекты ("Из машины"), но победа этого года запомнится надолго, и не только самим лауреатам. Важным представляется и тот факт, что Дэниелы впервые показали свой фильм на SXSW Film & Multimedia, известным непафосной и расслабленной атмосферой. А дальше случился кассовый прорыв, по всему миру образовалась армия фанатов, которая росла день ото дня, и, конечно же, артисты, отлично справившиеся со своими киноролями и не стесняющиеся выражать свои чувства и эмоции, настраивали всех везде и сразу на благожелательное отношение.
Девизом же этого вечера можно сделать реплику из оскаровской речи Мишель Йео, в прошлом году, к слову, отметившей 60–летие: "Дамы, никому не позволяйте говорить, что ваш расцвет уже прошёл! И никогда не сдавайтесь!"