Обороты розничной торговли продолжают сокращаться. А статистические успехи общепита вызывают скепсис у экспертов.
Тенденции прошлого года сохраняются. Согласно опубликованным данным Петростата, в январе в Петербурге оборот розничной торговли составил 152,4 млрд рублей, что в сопоставимых ценах на 12,2% меньше, чем в январе 2022 года. Сокращение всё так же происходит из–за падения продаж непродовольственной группы товаров. В Ленинградской области розница принесла 46,9 млрд рублей — на 11% меньше января 2022–го.
Параллельно с этим количество посетителей в торговых центрах Петербурга, по данным Focus Technologies, по итогам первых двух прошедших месяцев текущего года снизилось на 6% от уровня аналогичного периода прошлого года.
Руководитель направления исследований и консалтинга компании Focus Technologies Михаил Васильев отмечает, что причины сейчас те же, что и большую часть прошлого года: снизившаяся покупательная способность населения, уход части международных брендов, многие из которых являлись якорями, генерирующими поток клиентов в ТРЦ.
Однако первый вице–президент "Опоры России" Павел Сигал считает, что на рынке розничной торговли уже произошла стабилизация. В этом году ожидается рост в пределах 10%. В том числе за счёт того, что заканчиваются процессы воссоздания технологических цепочек на замену ушедших с рынка международных компаний. Появляется много отечественных брендов, которые будут стимулировать покупательский спрос.
Генеральный директор "МТЛ. Управление активами" (входит в ГК "БестЪ") Станислав Ступников считает, что оборот розничной торговли в этом году будет держаться на том же уровне или немного расти.
Зато предприятия общественного питания смогли уверенно выйти в плюс. Петростат подсчитал, что их совокупный оборот в январе 2023 года составил 15,5 млрд рублей, что на 38,9% больше показателей января 2022 года.
Некоторые эксперты полагают, что этому способствовало увеличение туристического потока. Другие говорят, что не замечают роста этого рынка. Станислав Ступников полагает, что оборот вырос, так как отдыхать люди остались в стране, а не поехали за границу, как это было раньше. Но судить об успехе отрасли надо не по выручке, а по прибыли, то есть реально зарабатываемым деньгам. А здесь, с учётом инфляции 2022 года и выросших издержек, получается уже не столь радужная картина. Это подтверждает и всё ещё сниженный спрос на нежилые помещения под предприятия общепита. "Последние 3 года Петростат заявляет, что рынок общепита вырос на 20–40% на фоне падения розничной торговли. И за такое время, по их данным, общепит по оборотам должен был удвоиться. Выглядит это странно. Либо Петростат всё время меняет методику подсчёта, либо данные политизированы. Я такого глобального прироста не наблюдаю", — считает управляющий партнёр "8956 Oblomoff food" Владимир Шершнев.
В Focus Technologies добавляют, что, по их данным, показатели общепита пока отстают от прошлогодних. Так, в январе–феврале этого года количество заказов в точках общественного питания на 2% ниже, чем в аналогичный период 2022–го.
Независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаил Лачугин считает, что, скорее всего, растёт оборот недорогого сегмента общепита, то есть пекарен, шаверм, булочных, но не ресторанов. То же самое происходит и в ретейле, где в премиальных сетях наблюдается сокращение выручки, но хорошими темпами растут продажи в сетях с более дешёвым ассортиментом. Тем не менее есть шанс, что в этом году, если не будет новых потрясений, спрос в розничной торговле восстановится, а обороты рынка всё–таки выйдут на показатели 2021 года.