За последние 15 лет число россиян, имеющих личный автомобиль, существенно выросло. Как следует из опроса ВЦИОМ, в 2008 году похвастаться наличием одной машины в семье могли 37% респондентов, в 2023–м — уже 46%. Два и более авто на семью 15 лет назад было всего у 3%, сейчас — у 17%. Ну а доля тех, кто обходится без собственных колёс, сократилась с 58 до 37%. Планы на будущее тоже стали оптимистичнее. Купить машину в течение ближайшего года раньше рассчитывали лишь 6%. 8% закладывали такую масштабную трату на ближайшие 2–3 года. Теперь же первая группа выросла до 9%, а вторая — до 16%.
Но самое, пожалуй, примечательное — это ответы на вопрос, какой именно автомобиль собираются купить опрошенные. 20% ориентируются на новые отечественные марки (надо полагать, в приоритете Lada Vesta или стремительными темпами возрождённый "Москвич"). 12% скромно намереваются приобрести отечественную, но подержанную (тоже есть из чего выбрать). 23% прицениваются к новым иномаркам, а 37% — к подержанным.
Сложно предположить, замышляли ли сотрудники ВЦИОМ такой эффект, но использованное ими слово "иномарка" моментально запускает ассоциативную цепочку, которая ведёт прямиком в годы не столь отдалённые. Интересно, планируют ли государственные социологи в следующих опросах интересоваться отношением респондентов к "новым русским"? Или предпочитаемыми моделями пейджеров?
Восхищает при этом толерантность выбранного термина. Все ведь прекрасно понимают, что приставка "ино–" обозначает в сложившихся обстоятельствах вполне конкретную страну, откуда к нам едут новинки автопрома. Как, впрочем, и значительная часть начинки для того, что принято называть "отечественным автопромом". Но напрямую спрашивать: "Как вы относитесь к китайским машинам?" — социологи не стали. А жаль. Это было бы действительно интересно узнать.