Выборочная защита: российские экологи вступились за коллег–иноагентов

Автор фото: Агентство "Москва"

Решение о включении Всемирного фонда природы* (WWF) в список иноагентов оказалось неожиданным для российских экологов. На днях они написали письмо на имя президента с просьбой признать его ошибочным.

Объявление WWF* иноагентом — удар для всего природоохранного сообщества России, говорится в обращении. "За 28 лет фонд реализовал более 1500 полевых проектов, при его поддержке были созданы и расширены более 145 федеральных и региональных ООПТ на площади более 72 млн гектаров. Отмена ошибочного решения о внесении фонда в реестр иностранных агентов позволит ему и дальше приносить пользу природе и людям нашей страны", — утверждают авторы петиции. Она размещена на сайте объединения природоохранных организаций "Заповедный альянс" и содержит 62 подписи.

Год на карандаше

Однако утверждать, что принятое Минюстом решение стало полной неожиданностью для экологического сообщества, — явное преувеличение. Призывы проверить WWF* на соответствие статусу иноагента со стороны некоторых активистов звучали и ранее. Самым громким заявлением такого рода стало обращение от имени Российского экологического общества (РЭО) 7 апреля 2022 года, где указывалось на недружественное поведение WWF*.
Суть претензий к фонду сводилась к его избирательной активности, которая могла выступать в качестве инструмента коммерческой деятельности. Фонд, как считали в РЭО, в приоритетном порядке поднимал вопросы природоохраны в том случае, когда предпринимаемые бизнес–инициативы мешали реализации российских проектов, идущих вразрез с интересами ряда иностранных компаний. Примерами таких выступлений могут служить критические высказывания WWF* в 2011 году относительно соглашения между "Роснефтью" и Exxon Mobil о добыче нефти в российской части Арктики. А тот факт, что финансирование WWF* более чем на 70–80% поступает из–за рубежа, даёт государственным органам основания предполагать, что организация в ходе своих акций может отрабатывать коммерческие заказы в интересах иностранных спонсоров.
Впрочем, год назад министерство юстиции не стало признавать фонд иноагентом, сославшись на формальные причины. А именно на то, что иностранными агентами могут быть признаны только российские некоммерческие организации, а WWF* и Greenpeace (которого тоже просили признать иноагентом) таковыми не являются — они относятся к международным неправительственным организациям.
Почему в марте 2023 года данный аргумент не сработал, Минюст объяснять не стал и всё же включил WWF* в реестр. "Под видом деятельности по защите окружающей среды и биологического разнообразия видов представители WWF* пытались оказывать влияние на решения органов исполнительной и законодательной власти РФ, препятствовали реализации промышленных и инфраструктурных проектов. Фонд распространял негативную информацию о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике", — говорится в комментарии ведомства.

Под покровительством Рокфеллера

WWF* — это международная организация, работающая примерно в сотне стран и имеющая несколько миллионов сторонников, оказывающих ей финансовую поддержку и активно интересующихся реализацией проводимых ею проектов. Предшественником WWF* является Фонд охраны природы, созданный в Нью–Йорке в 1947 году. В числе первых важнейших доноров фонда был Годфри Рокфеллер. Публично провозглашённая миссия организации заключается в охране находящихся в опасности видов живых организмов.
В России фонд работает с 1994 года. Он принимал активное участие в деле сохранения ряда редких видов животных: дальневосточного и переднеазиатского леопардов, снежного барса и амурского тигра. WWF* поднимал вопросы незаконных рубок и экологизации нефтяного промысла.

Ниши для зелёных

Впрочем, фонд никогда не был единственным борцом за сохранение отечественной природы. Вместе с "Гринпис" WWF* является одной из двух крупнейших международных экологических организаций, имеющих представительство в России. Однако помимо них существует целый ряд других международных организаций меньшего масштаба. Кроме того, в стране работает большое количество отечественных природоохранных организаций, начиная с Всероссийского общества охраны природы (ВООП). На слуху также Центр экологической политики России, российское экологическое движение "Зелёные", Российский региональный экологический центр (РРЭЦ), "Зелёный патруль" и т. д.
При, казалось бы, единой стратегической направленности данные организации занимают очень разные в прикладном смысле ниши общественной природоохранной деятельности. Например, если "Гринпис" позиционирует себя как организация, принципиально не принимающая помощь от государства, партий и бизнеса, то ВООП в качестве одной из целей указывает оказание содействия органам государственной власти и управления в обеспечении устойчивого экологического развития нашего отечества.
WWF*, в свою очередь, ранее тоже активно сотрудничал с государством в части получения от него грантов в дополнение к иностранному финансированию. Например, для работы в направлении решения конфликтных ситуаций между человеком и белыми медведями в Арктике фонду было выделено 11 млн рублей.

Экологи из реестра

WWF* не единственная природоохранная организация, которая получила статус иностранного агента. В соответствующий реестр, например, попало архангельское экологическое движение "42"*. Оно создано в 2017 году на базе молодёжной экологической организации "Этас"*, которая была признана иноагентом в 2016 году. Собственно, правопреемничество и стало причиной попадания в реестр. В качестве партнёров данного движения числились WWF* и "Гринпис". В декабре 2022 года иноагентом признана "Экологическая вахта Сахалина"*, которая после попадания в реестр заявила о своём закрытии. Всего в список Минюста включено более 20 организаций, в названиях которых присутствует слово "экологическая".
Деятельность WWF* в деле собственно охраны окружающей среды не вызывает нареканий. В случае если члены российского отделения фонда откажутся от действий, оценённых органами государственной власти как использование экологической проблематики для реализации планов, направленных против российского общества, то активисты WWF* смогут продолжить свою работу, например создав новое юридическое лицо, как сделали это члены экологического движения "Этас".
Таким образом, угрозы глобальным экологическим проектам в России (а не для отдельных программ) от признания WWF* иноагентом и даже его закрытия нет. В стране существует достаточно природоохранных организаций, не говоря уже о высокой социальной активности граждан в вопросах окружающей среды. Так что заявить о существующих проблемах есть кому и без WWF*.
___________________________________________
* Организация, выполняющая функции иноагента.