Формальное решение продать порт Бронка российской компании не означает краха идеи передать терминал Минску.
Правительство РФ продаёт оператора порта Бронка ООО "Феникс" московской ООО "НКК–Логистик" за 10,9 млрд рублей. Соответствующее распоряжение подписано 18 марта, сделка должна состояться в течение месяца. Уже почти год ведутся разговоры о передаче терминала партнёрам по Союзному государству, но, судя по всему, переход "Феникса" в российские частные руки не противоречит этим планам.
Вектор сохраняется
ООО "НКК–Логистик" зарегистрировано 6 сентября 2021 года с уставным капиталом 3,5 млн рублей. Выручка в 2021 году, по данным Rusprofile, составила 946 млн рублей, чистая прибыль — 172 млн. Генеральному директору компании Алексею Распопову в ней принадлежит 20%, остальной частью владеет ООО "Национальная картографическая корпорация", учредителем и гендиректором которого является Наталья Морозова. Она, как и Алексей Распопов, в портовом бизнесе игроки неизвестные.
Но транспортной деятельностью новый хозяин Бронки действительно занимается и даже имеет связи в Республике Беларусь. Судя по материалам картотеки арбитражных дел, в конце февраля арбитражный суд Москвы удовлетворил иск ООО "НКК–Логистик" к ООО "Топливная компания Сибирь" о взыскании с последнего 37,1 млн рублей долга за перевозку угля со станции Мереть в Кемеровской области до белорусской станции Свислочь у границы с Польшей.
Опрошенные "ДП" аналитики затрудняются объяснить, почему российское правительство решило отдать терминал именно неизвестной московской компании. Однако никакой смены трендов в текущей ситуации нет, считает руководитель аналитического центра "Дорн" Андрей Карпов.
"Уже сейчас через Бронку переваливаются белорусские товары. Общий объём грузов из страны, который мог бы доставляться через наши порты, по оценкам белорусской стороны, составляет порядка 30 млн тонн в год. Наиболее концентрированные объёмы сегодня идут через наш нефтяной терминал, через ту же Бронку идут удобрения в биг–бэгах. Заявлялось также, что республика хочет какие–то мощности в Мурманске, активно пиарится их интерес к коридору “Север — Юг”, к астраханским мощностям. Но там заявляются объёмы около 1 млн тонн — это мелочи", — говорит эксперт.
Предполагает наращивание сотрудничества с Республикой Беларусь и директор ООО "Новоэкспорт" Дмитрий Васильев. "Это, скорее всего, помощь братской республике, переключение белорусского экспорта удобрений. Судя по накалу вокруг зерновой сделки, которая относится и к удобрениям тоже, так или иначе за них идёт какая–то идеологическая борьба", — рассуждает специалист.
За 2021 год на мощностях комплекса "Бронка" было обработано 3,7 млн тонн грузов, что составляет около 6% оборота всего Большого порта Санкт–Петербург за 12 месяцев. По итогам 2022 года грузооборот терминала оценивается в 1,4 млн тонн, или порядка 3,6% от общего результата Большого порта СПб.
Тяга к морю
Минск заинтересовался портовыми мощностями после того, как потерял возможность транзита калийных удобрений по железной дороге: 1 февраля 2022 года "Литовские железные дороги" из–за санкционных запретов расторгли с "Беларуськалием" договор на перевозку 12 млн тонн удобрений в год. Тогда Александр Лукашенко заявил, что грузы направятся в российские порты. В середине февраля власти Ленинградской области предложили рассмотреть для строительства белорусского терминала по перевалке удобрений площадку в Приморске.
Но довольно быстро эта идея забылась (хотя публично от предложения белорусская сторона не отказывалась), а в фокусе оказался национализированный в конце 2021–го порт Бронка. В марте 2022 года глава правительства РБ Роман Головченко рассказал о планах страны использовать для перевалки грузов мощности этого терминала. В конце июня того же года Александр Лукашенко в ходе визита в Петербург лично осмотрел порт Бронка.
Долгое время подробностей не было, но 10 февраля 2023 года директор второго департамента стран СНГ министерства иностранных дел РФ Алексей Полищук подтвердил, что передача комплекса "Бронка" в собственность Республике Беларусь прорабатывается. Однако об условиях сказано не было.
И уже 2 марта этого года министр транспорта и коммуникаций РБ Алексей Авраменко рассказал, что это будет именно покупка, завершить которую стороны планируют в течение 2023 года. Возможная стоимость сделки не оглашалась.
"Ростех" проплыл мимо
Стоит отметить, что в соответствии с распоряжением правительства расстаться со 100%–ной долей в ООО "Феникс" придётся именно Росимуществу.
После национализации оператора порта Бронка в конце 2021 года государство напрямую не собиралось долго оставаться его владельцем. Распоряжением правительства РФ № 253–р от 15 февраля 2022 года Кабмин указал Росимуществу полностью передать ООО "Феникс" в собственность ГК "Ростех" в течение 12 месяцев. Глава госкорпорации Сергей Чемезов незадолго до этого в письме к президенту Владимиру Путину называл порт перспективным вариантом для работы со специальными промышленными грузами. Можно предположить, что передача актива, по крайней мере формально, за год так и не состоялась.
Через некоторое время информацию об учредителях ООО "Феникс" в ЕГРЮЛ скрыли, а у самой организации вместо директора появилась управляющая компания с нехарактерным названием ООО "Интерактивные интернет системы", которая принадлежала ООО "Альфа–Логистик". Последняя до октября 2021 года называлась "БелКазТранс в Москве" и до августа того же года принадлежала одному из крупнейших игроков на транспортно–экспедиторском рынке Республики Беларусь.