Глава петербургского отделения Российского союза налогоплательщиков вложился в бизнес развлечений в Таиланде.
Александр Рокин, председатель петербургского отделения Российского союза налогоплательщиков (РСН), с тремя партнёрами приобрели зарегистрированную в островной провинции Пхукет компанию Cis Bushel Co., которая в ближайшее время планирует открыть три аттракционные площадки в двух торговых комплексах в Патонге и в окрестностях Пхукет Тауна. В качестве основного аргумента при выборе локации бизнесмен назвал наличие надёжных партнёров с опытом работы, высокую доходность и дружелюбность налоговой и банковской систем к иностранным инвестициям. Кроме того, Таиланд не входит в перечень недружественных России государств.
Cis Bushel Co. учреждена в конце прошлого года, Александр Рокин с партнёрами приобрели её акции в марте. Состав собственников компании не раскрывается, согласно выписке из реестра Департамента развития бизнеса (Department of business development) министерства коммерции Таиланда, у неё три директора — глава петербургского РСН россиянин Рашид Плоцин и литовец Робертас Рилис. Рашид Плоцин давно работает в группе компаний Froggy, которой принадлежит семейный парк развлечений Froggy’s Fan Park на острове Пхукет. Фактически Александр Рокин и его партнёры вошли в бизнес вместе с представителями Froggy, которые успешно работают там уже около 10 лет.
По словам Александра Рокина, Cis Bushel Co. арендовала три помещения в двух торгово–развлекательных комплексах — Jungceylon и Central Phuket в Пхукете — и планирует открыть карусель, автодром и VR–аттракционы (аттракционы виртуальной реальности) в одной локации и детский лабиринт в другой. Инвестиции в проект бизнесмен оценивает в $350 тыс., предполагаемый срок окупаемости — 2 года.
“
"Развлекательный бизнес мы выбрали в связи со сложившейся обстановкой. В результате пандемии многие местные компании ушли с рынка — там ведь год, а то и два никакие аттракционы не работали. Освободились помещения, многие так и стоят заброшенные, благодаря чему мы смогли арендовать площади, которые раньше были заняты. Сегодня туристы вернулись, запрос на развлечения восстановился, а бизнес — нет. Не забывайте также, что у туристического бизнеса в Таиланде нет сезонности. Опять же в этот бизнес мы вошли вместе с представителями Froggy, которые знают местную специфику и сумели пережить даже пандемийный карантин", — говорит Александр Рокин.
Как специалист в налоговом праве он полагает, что уровень цифровизации налоговых органов Таиланда отстаёт от российского лет на десять. Это, по его мнению, формирует намного более комфортные взаимоотношения между бизнесом и фискальными органами, потому что, в отличие от российской ФНС, налоговая служба Таиланда не проникает настолько глубоко в финансовый оборот частных компаний. В связи с этим там более мягкий банковский комплаенс — чтобы вложить деньги, не требуется огромных усилий и документов для объяснения их происхождения. В частности, там можно расплачиваться криптовалютой.
"Речь не об уклонении от уплаты налогов, а о значительно более мягком регулировании при тех же начальных условиях. Например, налоговая Таиланда не знает о существовании ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система — база данных, в которой хранится информация по производству и обороту спиртосодержащих напитков. — Ред.) и онлайн–касс", — говорит глава петербургского отделения РСН.
Один из партнёров Александра Рокина в Cis Bushel Co. — совладелец группы компаний Froggy’s Fun Park Рашид Плоцин. По его словам, привлечение петербургского инвестора связано с постковидной ситуацией на рынке, а также с появлением большого количества мест, куда можно вкладывать деньги.
Советнику юридической и консалтинговой фирмы Mahanakorn Partners Group из Бангкока Михаилу Бородину утверждение про "мягкое налогообложение" в Таиланде кажется спорным или как минимум упрощённым.
"Всё всегда зависит от конкретного проекта и множества факторов. Налоговые органы здесь, пожалуй, действительно менее изощрённые, но на основании этого нельзя делать вывод, что налогов в Таиланде придётся платить меньше, чем в России. Про российскую Федеральную налоговую службу можно сказать, что там были вложены значительные средства в цифровизацию, чтобы налоговая система стала эффективной. В Таиланде она, пожалуй, менее эффективная. Собираемость налогов, думаю, не такая высокая. Но это тоже зависит от типов налогов, конечно. В рейтинге “Индекс лёгкости ведения бизнеса” (Ease of Doing Business Index), например, Таиланд опережает Россию в целом, но уступает в плане налогов", — говорит юрист.
Налоговый консультант Елена Софинская отмечает, что в Таиланде относительно низкие ставки налогов и сборов. "НДС там 10% с 2021 года, ранее было 7%. Ставка страховых взносов с фонда оплаты труда — 5%, но не более 750 бат в месяц. При этом в данной юрисдикции регрессивная ставка НДФЛ — от 0 до 35%. Налог же на прибыль резиденты Таиланда уплачивают по ставке 20% от своего мирового дохода. Я сама не имела опыта сопровождения клиентов в Таиланде, поэтому мне трудно судить о комфортности ведения бизнеса. Но могу сказать, что работающие там российские бизнесмены говорят, что лояльность к бизнесу со стороны системы администрирования налогов в Таиланде в настоящий момент находится на уровне России 2000–х годов", — говорит эксперт.